Историческая справка
Сегодня дойти до Северного полюса нетрудно: атомные ледоколы и грузовые самолеты с легкостью справляются с этой задачей. Но сто лет назад не существовало таких мощных кораблей, самолетов, позволяющих доставить экспедицию к полюсу, не было и специального снаряжения, отсутствовала аппаратура, способная выдерживать суровые морозы. Решение научных и повседневных проблем требовало мужества и мастерства первооткрывателей.
Изображение на барельефе посвящено работе первой экспедиции на дрейфующей льдине под руководством Ивана Папанина.
Первая дрейфующая полярная станция «Северный полюс» начала свою работу в мае 1937 г. и до февраля 1938 г. прошла более 2000 км от полюса до берегов Гренландии. Научные материалы, полученные в ходе дрейфа, остаются уникальными и в настоящее время.
Участников экспедиции на льдину в нескольких километрах от Северного полюса доставил самолет АНТ-6. Это была команда под руководством Ивана Папанина. В составе команды были радист Эрнст Кренкель, океанограф Пётр Ширшов и метеоролог Евгений Федоров. Кроме папанинцев, самолет доставил на базу пса по кличке Веселый.
Экспедиция была первой долговременной и комплексной программой изучения Арктики. Для экспедиции специально создали две радиостанции. Кренкель регулярно отправлял на Большую землю радиограммы с научными данными.
Работа была очень сложная, чтобы измерить глубину океана и взять пробы донного грунта, приходилось опускать в океан приборы на ручной лебедке.
Поднимая четырехкилометровый трос из моря, полярникам нужно было крутить ворот лебедки в течение нескольких часов. Метеорологические наблюдения, промеры глубин, характеристика подводных течений и уточнение магнитных карт имели огромное значение. В ходе экспедиции был сделан ряд важных наблюдений в отношении океанических течений и их связи с движением льда. Не менее важно, что дрейфующая станция обеспечивала метеоданными трансарктические полеты Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в Северную Америку.
Все участники экспедиции вели дневники, которые позволяют представить, как протекала повседневная жизнь на полярной станции. Жили в специальной брезентовой палатке с надувным полом, утепленной двумя слоями гагачьего пуха. Освещалась палатка электричеством с помощью аккумуляторов, которые заряжались от небольшого ветряка и от бензинового двигателя.
Изначально льдина, на которой была установлена станция, была размером примерно 3х5 км. Но по мере дрейфа на юг лёд таял, от льдины откалывались куски. 1 февраля 1938 г. из-за шторма станция оказалась на льдине размером примерно 300х200 м. Поэтому через 9 месяцев станция была эвакуирована в Гренландском море ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман».
Работа дрейфующих полярных станций в арктических широтах была продолжена: в 1950 году начала работать вторая полярная станция под руководством Михаила Сомова.
Сегодня в Арктике работает уже 41-я российская полярная экспедиция. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» – это уникальная лаборатория, аналогов которой нет в мире. Она работает в Арктике, продолжая программу дрейфующих станций, начало которой положила экспедиция Папанина в 1937 году.
Тифлокомментарий
Тифлокомментарий Барельеф посвящен работе первой экспедиции на дрейфующей льдине под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. На барельефе мы видим многофигурную композицию – четверых героев-папанинцев. Именно под этим именем вошла в историю четвёрка полярников, которые 274 дня вели научные исследования, на дрейфующей станции «Северный полюс -1». Они изображены на льдине в тёплых меховых куртках с капюшонами, шапках-ушанках и в высокой обуви на меху..
По центру композиции стоят два члена экспедиции, исследующие глубину морского дна посредством ручной лебедки. Лебедка представляет собой прямоугольный корпус на треноге, внутри которого на барабан намотан трос. Справа и слева на корпусе лебедки — две ручки для вращения барабана. Левее от лебедки, развернувшись вполоборота налево к центру барельефа – Петр Петрович Ширшов, океанограф; правее от лебедки, напротив Ширшова, стоит в профиль Федоров Евгений Константинович, метеоролог. Их взгляды направлены вниз. Они вращают рукояти лебедки и на тросе спускают под лёд прибор для измерения глубины.
В левой части барельефа на небольшом возвышении изображен Кренкель Эрнст Теодорович, радист экспедиции. Он стоит прямо, верхняя часть торса и голова повернуты налево в центр барельефа
Он единственный, у кого на голове вязаная, а не меховая шапка. В его руках трехобъективная репортерская кинокамера, фиксирующая происходящее.
В правой части композиции вполоборота к центральной ее части сидя на ящике делает записи в экспедиционном журнале сам Иван Дмитриевич Папанин, руководитель экспедиции. На голову, помимо шапки, накинут капюшон.
Одновременно он играет с собакой по кличке Веселый: его правая рука согнута в локте и слегка приподнята, собака сидит на задних лапах у его ног, подняв передние лапы вверх. Они смотрят друг на друга.
В верхнем правом углу, над головами членов экспедиции два двухмачтовых парусно-паровых судна. Это ледоколы «Мурман» и «Таймыр», которые подошли, чтобы снять экспедицию с льдины, т.к. дальнейшее пребывание на ней становится опасной. Вдоль нижнего края бортов кораблей – расколотый лёд.