Научный семинар «Конструктор истории: арктический сторителлинг»

Научный семинар «Конструктор истории: арктический сторителлинг»

Участники проекта «Прикоснуться к Арктике» 18 сентября 2023 года приняли участие в научном семинаре кандидата философских наук Желниной Зои Юрьевны «Конструктор истории: арктический сторителлинг».

Сторителлинг — жанр риторики, синтез систематизированной и словесной ролевой игры. Нередко эту технику подачи текста называют визуализацией сюжета, хотя здесь зрительный образ трансформирован в вербальный.

Студенты активно приняли участие в обсуждении того, как можно создать сюжетную линию рассказа, которая будет настолько интересной, что предлагаемые важные факты, описания образов, эмоциональные диалоги воспринимались как единое целое, легко запоминающееся для тех, кто слушает историю.

Алгоритм успешного сторителлинга объединяет приёмы и механики, создающие историю, где ситуация меняет жизнь и личность героя. Считается, что любая история должна содержать четыре базовых элемента: «посыл — конфликт — персонажи — сюжет», а дальше начинается творчество, когда полезно использовать механики сторителлинга:

Мономиф (путь героя)

Перерождение (развитие героя)

Sparklines: сравнение

In medias res

Лепестки:

Провал на старте

Дилемма зоны комфорта

Особенностью этого семинара стало то, что здесь обсуждался вопрос о том, как использовать сторителлинг в работе с людьми, имеющими особые возможности здоровья.

Тифлокомментирование — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.

Спрос на специалистов, обладающих опытом аудиодескрипции динамично растёт, в культурных индустриях многие проекты сразу создаются с учётом возможностей слабовидящих и слепых людей. Ещё более интенсивно этот процесс стал развиваться с ростом технических возможностей для аудиотрасляции, но одновременно проявляет себя проблема создания текстов для таких задач. Формат репортажа или фактографического текста не подходит для тифлокомментирования, а длинные объяснения замедляют динамику экскурсии, сопровождения театральной постановки или фильма. Поэтому вновь можно подчеркнуть ресурс технологии сторителлинга, которая позволяет создать эмоционально насыщенный, но предметно понятный текст для работы тифлоспециалиста.

В ходе обсуждения студенты предложили несколько вариантов историй для сюжетов проекта «Прикоснуться к Арктике».

Конечно, проектирование историй должно чётко ориентироваться на целевую аудиторию, но обсуждение проблемы-задачи на семинаре позволило понять, что работа с текстом для аудиоэкскурсий — это создание некого завершенного продукта, который нужно будет использовать в условиях ограничений (технических, временных и т. п.). Этим сюжет аудиоэкскурсии отличается от живого диалога.

Прямое и символическое понимание текста, способность применять его в разных ситуациях, в том числе путем модификации — это сложные практики, где сторителлинг выступает и стартовым ресурсом, и инструментом работы всех участников диалога.

Интересно, что в ходе семинара студенты без подсказки вышли на линию обсуждения, что проект создания аудиоэкскурсии для других стимулирует личный интерес к поиску информации для себя. Проект «Прикоснуться к Арктике» будет продолжен не только в ключе решения поставленных задач — создание барельефов на сюжеты истории Арктики и тифлокомментариев для них, но и обсуждением возможностей современных музеев развивать работу с разными целевыми аудиториями, а также вовлекать в неё широкий круг заинтересованных людей.

Больше информации по ссылке