Участие в федеральных проектах
«АКСЕЛЕРАТОР» 2024 -2025г. (участник)
Мурманский арктический университет второй раз участвовал в конкурсном отборе акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Из 181 заявки были отобраны 151. В число победителей вновь вошёл Мурманский арктический университет.
Тематические направления акселератора «МАУ. Стартап-2024» охватывают как рынки «ФудНет» и «ЕдуНет», так и критическую технологию «Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии». Объединение рынков «ФудНет» и «ЕдуНет» в рамках одной программы позволяют Университету создать условия для формирования и развития 60 стартап-проектов, направленных на продвижение таких концептов, как здоровый образ жизни, правильное питание, ресурсные состояния, экологическое мышление, зеленые технологии и т. д. Эти направления остаются самыми перспективными и востребованными.
Индустриальными и инфраструктурными партнерами являются 10 ведущих компаний региона в сфере добычи, переработки и производства пищевой продукции. Ими уже сформулированы 32 технологических задачи для проработки командами участников. Аудитория акселератора 2024 года — это 450 студентов, недавних выпускников и сотрудников. Сроки реализации проекта — сентябрь-декабрь 2024 г. Финансирование составляет 8,64 млн руб. (6,4 млн руб. из федерального бюджета и 2,24 млн руб. софинансирования).
В сентябре-декабре 2023 г. в Мурманском арктическом университете при всесторонней поддержке правительства Мурманской области была реализована программа акселератора «Арктика. Суперфуд». Она помогла студентам развить навыки по грамотному формированию идеи, упаковке её в полноценный продукт и выводу на рынок. Ключевым преимуществом акселератора стало привлечение в процесс разработки проектов-участников реального сектора экономики.
МОЛОДЕЖНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ 2024 -2026г. (формируются заявки)
.Молодежные лаборатории — это современные пространства, где молодые ученые работают над прикладными исследованиями под руководством опытных наставников. Одним из главных условий создания лабораторий является количество сотрудников до 39 лет — их должно быть не менее 2/3 от общей численности. Для работы специалистов обеспечиваются все необходимые ресурсы: современная приборная база, заработная плата и мобильность ученых. На сегодняшний день в рамках национального проекта «Наука и университеты» уже создано 740 новых молодежных лабораторий. В 2024 году после отбора заявок будут выбраны ещё 160 проектов лабораторий
Ключевые результаты деятельности лабораторий должны иметь быстрый переход в практическое применение, а также включать опытные образцы, прототипы изделий с определенными характеристиками, материалы с заданными свойствами.
В 2024 году заявки отбираются по ряду актуальных направлений:
- Развитие Дальневосточного федерального округа;
- Арктика;
- Малотоннажная химия;
- Искусственный интеллект;
- Приборостроение/станкостроение;
- Микроэлектроника;
- Медицина;
- Климат;
- Сельское хозяйство;
- Востоковедение/африканистика.
В 2021 году в Университете была открыта молодёжная научно-исследовательская «Лаборатория химии и технологии морских биоресурсов» (направление Химия). В разработке - комплексная безотходная переработка биоресурсов арктического региона, развитие биотехнологий в Арктике, обеспечение продовольственной безопасности и повышение качества жизни.
https://национальныепроекты.рф/opportunities/zanyatsya-issledovaniyami-v-molodezhnoy-laboratorii
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/75213/
«ПРИОРИТЕТ - 2030» (в составе кандидатов)
В марте 2024 г. комиссия Минобрнауки России совместно с подкомиссиями по творческим вузам и Дальнему Востоку подвела итоги отбора кандидатов в государственную программу «Приоритет — 2030». Из 67 участников, претендующих на получение статуса кандидата, отобраны 24 вуза из 20 регионов страны, в том числе Мурманский арктический университет.
Получение дополнительной федеральной поддержки для реализации важных инфраструктурных проектов стали возможными благодаря пересмотру критериев кандидатов на участие в программе. Губернатор Андрей Чибис выступил на рабочей группе Госсовета по развитию Арктики с инициативой по формированию отдельных треков для вузов арктической зоны в части возможности их участия в программе «Приоритет — 2030» и конкурсном отборе на строительство кампусов мирового уровня. Предложения были поддержаны вице-премьером Дмитрием Чернышенко, а также главой Минобрнауки Валерием Фальковым. Это значит, что появились дополнительные деньги на ремонт зданий университетов и студенческих городков, закупку нового учебного оборудования и финансирование современных учебных программ.
Чтобы попасть в программу, вуз должен соответствовать ряду критериев, но главное — представить убедительную программу развития. Основой для заявки стал проект Программы развития университета на период с 2023 по 2032 годы. Ключевыми в Программе являются Стратегические проекты, благодаря реализации которых Мурманский арктический университет укрепится в позиции драйвера социально-экономического развития арктических территорий: «Морские технологии в Арктике», «Инновационные технологии в горном деле и переработке полезных ископаемых» и «Арктические биоресурсы и биотехнологии».
Трансформация базовых процессов Мурманского арктического университета — научных и образовательных — позволит увеличить численность студентов. В части трансформации научной деятельности также запланирована реализация исследовательских программ, ориентированных на глобальную арктическую повестку и востребованных среди индустриальных и академических партнеров, реальных участников экономики АЗРФ. В разрезе образовательного процесса акцент будет сделан на создании модели программы, которая позволяет формировать у студентов исследовательские компетенции, основанные на представлении об уровнях процесса.
КАМПУС МИРОВОГО УРОВНЯ
Федеральный проект «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты»
Кампусы — это площадки для развития важнейших технологий и реализации Стратегии научно-технологического развития, которые позволят сформировать инфраструктуру нового типа для реализации передовых образовательных и научных проектов, создать условия для притока иностранных студентов, организации внутренней мобильности студентов и преподавателей в России, а также усилит взаимодействие системы образования, науки и реального сектора экономики, развитие высокотехнологичной, экспортно-ориентированной экономики субъектов Российской Федерации. При этом деятельность кампусов направлена на создание единой среды студенческого, научного и бизнес-сообщества, интегрированного в городскую среду и востребованную жителями города.
Современный кампус – ясно читаемая единая композиционная структура научно-образовательного комплекса с обязательным доминирующим общественным открытым пешеходным пространством, выразительным архитектурно-пространственным обликом, принципом открытости, прозрачности и коммуникации, созданием единой социальной общности.
Строительство кампуса мирового уровня Мурманского арктического университета – один из приоритетных проектов развития Мурманской области, реализуемый в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты».
С инициативой по формированию отдельных треков для вузов арктической зоны в части возможности их участия в конкурсном отборе на строительство кампусов мирового уровня выступил губернатор Андрей Чибис на заседании рабочей группы по развитию Арктики Госсовета Р Ф.
Глава региона подчеркнул, что для арктического макрорегиона, дающего большой объем ВВП для страны, принципиально важно иметь современную инфраструктуру университетов.
«Очень важно создавать условия для того, чтобы удерживать здесь людей, привлекать. Совершенно очевидно, нужен импульс, деньги, ресурсы, подходы для того, чтобы наши города становились всё более комфортными», — сказал Андрей Чибис.
https://национальныепроекты.рф/projects/nauka-i-universitety/kampusy
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 2024-2026 гг. (на рассмотрении в Минобрнауки РФ)
Программа развития инженерного образования соответствует Программе развития МАУ на 2023-2032 гг., федеральным и региональным нормативно-правовым актам, формирующим систему стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе развития Арктической зоны Российской Федерации и Мурманской области.
Программа направлена на устранение разрыва между потребностями социально-экономического развития Мурманской области и АЗРФ в части отраслей производств, опирающихся на инженерно-технические кадры, и текущим состоянием инженерного образования в МАУ. Ее реализация обеспечит создание на базе МАУ Центра компетенций по опережающей подготовке инженерно-технических кадров для ключевых отраслей экономики Мурманской области и АЗРФ, обеспечивающего притяжение талантливой молодежи в регион и макрорегион, воспроизводство человеческого капитала для существующей экономики и инвестиционных проектов.
Цель Программы – трансформация образовательных подходов и технологий организации подготовки современных инженеров для обеспечения технологического суверенитета и конкурентоспособными кадрами предприятий реального сектора экономики Мурманской области и АЗРФ.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение новой технологии подготовки современного инженера в соответствии с поставленной целью;
- создание высокотехнологичных научно-образовательных пространств для реализации модернизированных и новых программ инженерно-технической направленности;
- обеспечение взаимодействия обучающихся с разных образовательных программ инженерно-технической направленности при реализации проектов по решению комплексных технологических задач от индустриальных партнеров;
- обеспечение условий для получения рабочих профессий обучающимися в процессе обучения на программах высшего образования инженерно-технической направленности;
- повышение уровня профессиональных и надпрофессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава;
- формирование портфеля программ дополнительного профессионального образования для повышения квалификации и переподготовки сотрудников индустриальных партнеров;
- апробация новой технологии подготовки современного инженера на выбранном пуле программ высшего образования инженерно-технической направленности;
- продвижение престижа инженерных профессий среди учащихся организаций среднего общего и профессионального образования.