Почетные граждане
Города создают люди, люди в них живут, а судьбы Почётных граждан особенные. Главное, что о них можно сказать — все они большие труженики, будь то моряки, строители, врачи или преподаватели. Но самое важное — они вселяют в нас надежду, связывают с прошлым, питают нашу историческую память.
Материал о почетных гражданах города-героя Мурманск представлен из книги «Имена нашего города» (Мурманск, 2008), авторами которой являются школьники под руководством учителя Г.И. Лебедевой — руководителя школьного музея «История освоения Арктики» им. О.Ю. Шмидта гимназии № 4 г. Мурманска.
Ушаков Иван Федорович
Пусть не истекает благодарность к Вам!
Пусть труд Ваш служит радости и пользе,
Первонаставник Мурманский Иван,
Наш дорогой Первоучитель Кольский!
В. Тимофеев
Ушаков Иван Фёдорович, доктор исторических наук, профессор Мурманского государственного педагогического университета, действительный член Российской академии педагогических и социальных наук, талантливый учёный и человек прекрасной и щедрой души, принадлежал к тому поколению людей, для которых идеалом и примером были герои Гражданской войны, челюскинцы и папанинцы, строители новой жизни.
Иван Фёдорович Ушаков родился 2 марта 1921 года в городе Верхнеуральске Челябинской области. Его детские годы прошли в деревне Малиново Юрьевского уезда Костромской губернии. Окончив семь классов, Иван поступает в Вичужский педагогический техникум и после его окончания некоторое время работает учителем начальной школы, а в сентябре 1939 года призывается на службу в армию.
Великую Отечественную войну Иван Фёдорович встретил бывалым солдатом, так как за его плечами уже была служба на территории Украины и Молдавии. В войну служил на 1-м Украинском фронте, командовал пехотным отделением, находился на передовой. Участвовал в освобождении Украины, Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. Дважды был ранен, контужен.
За большие заслуги перед Родиной И.Ф. Ушаков награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».
Шли годы, а война часто и неожиданно напоминала о себе. Однажды перед посадкой в самолёт надо было пройти специальный досмотр, чего Иван Фёдорович не мог сделать: у стойки срабатывал звуковой сигнал. Несмотря на то, что учёный освободил карманы от ключей и других металлических предметов, сигнал повторялся снова и снова. Пришлось объяснять встревоженному милиционеру, что голос подают осколки, которые он носит в себе с войны.
Демобилизовался Иван Фёдорович Ушаков осенью 1945 года. Год проработал в Магнитогорской начальной школе, затем продолжил образование в Магнитогорском педагогическом институте. В 1949 году опубликовал свою первую научную работу «К вопросу об использовании руд горы Магнитной до Великой Октябрьской социалистической революции». С тех пор история России в дореволюционный период стала определять круг научных интересов Ивана Фёдоровича.
По окончании института он поступает в аспирантуру Ленинградского педагогического института имени М.Н. Покровского; В июне 1953 года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Белорецкое горнозаводское хозяйство дворян Пашковых в первой половине XIX века» и приступил к работе преподавателя истории в Ленинградском, а затем в Выборгском педагогическом институте.
Тогда же Иван Фёдорович начинает сбор материалов для докторской диссертации. Молодого учёного интересуют проблемы социально-экономического развития дореволюционного Урала, развития машиностроения и транспорта. Научные работы, посвященные этим проблемам, публикуются в журналах «История СССР», «Огонёк», «Урал» и других.
В 1956 году в Ленинграде возник план соединения двух педагогических институтов — имени Покровского и Герцена.
Тогда же перед Иваном Фёдоровичем встал выбор между Новгородом и Мурманском, где обещали жильё. Так в 1957 году Ушаков оказался на Севере. «Увидел сопки, скалы и подумал: куда же я заехал?» (из воспоминаний И.Ф. Ушакова). Но молодость недолго рассуждает над подобными вопросами, и он приступает к работе старшим преподавателем истории в педагогическом институте. С того времени вся его научная и педагогическая деятельность была связана с Кольским Севером.
Жизнь потребовала заняться историей Мурманского края. Его дореволюционный период был мало изучен, что стало главным предметом научных исследований Ушакова. Он начинает кропотливые поиски исторических источников, регулярно работает в архивах и библиотеках. На сбор материалов ездил в Архангельск, Ленинград, Москву, Петрозаводск. Тщательно и педантично работал И.Ф. Ушаков в архивах, книгохранилищах.
Иван Федорович всегда знал все новейшие монографии но отечественной истории, внимательно прочтывал все исторические журналы, подчеркивал нужный материал,а затем доводил это до студенческой аудитории.
Благодаря упорному труду уже через два года. в 1959 году, выходит его первая научная работа по истории Кольского края — статья «Нападение английского военного флота на Мурман в 1809 году».
В (60-х годах увидели свет другие его труды, такие, как брошюра «Кольский острог». И особенно важным был выход «Краеведческих материалов но истории» для школ Мурманской области, которые в системе представили историк» Кольского полуострова в дореволюционный период.
Одновременно Иван Федорович проводит просветительские лекции в школах, библиотеках, выступает по радио, на телевидении, публикует исторические материалы на страницах местных газет. Сначала в «Полярной правде», «Комсомольце Заполярья» и «Рыбном Мурмане», затем — в «Советском Мурмане» и «Мурманском вестнике». Большая часть их выходила сериями, иногда в виде декалогов, иногда еще большей величины и формы. Сотни мурманчан пользовались этими газетными публикациями И.Ф. Ушакова, собирая их и используя в процессе учебы или работы.
Итогом изыскании ученого стала вышедшая под редакцией доктора исторических наук И.П. Шаскольского в 1972 году книга «Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период», этот капитальный труд объёмом в 700 страниц стал первой крупной работой по истории Кольского Севера с древнейших времен до революции 1917 года.
Материалы монографии были положены в основу докторской диссертации Ивана Федоровича Ушакова «История Кольского Севера с древнейших времен до 1917 года», которую он защитил в 1980 году в Ленинградском педагогическом институте имени Л.И. Герцена.
Ивана Федоровича интересовали самые разнообразные сюжеты истории Кольской земли: история отдельных населенных пунктов, памятники поморского зодчества, быт саамов и поморов.
И.Ф. Ушаков заложил основы научного краеведения в Мурманской области. Им опубликовано более 400 научных и научно-популярных работ. Он автор 20 книг и брошюр, в том числе «Кольская земля» (1972), «Успенская церковь в селе Варзуга» (1974), «Кольская старина» (1986), «История Кольского Севера (досоветский период)» (1992), «Кольский Север в досоветское время. Историко-краеведческий словарь» (2001), «Белый Мурман» (2001). Важнейшие труды вошли в трёхтомник «Избранные произведения. В трех томах» (1997−1998 гг.).
С конца 50-х годов и до последнего дня жизни вся научная и преподавательская работа Ивана Федоровича Ушакова была неразрывно связана с Мурманским государственным педагогическим институтом (ныне университетом). Стоя у истоков этого высшего учебного заведения, Иван Федорович прошел путь от старшего преподавателя до профессора кафедры отечественной истории. Прекрасный преподаватель истории, он четко и логично преподносил студентам исторический материал, давая нужную дополнительную литературу и самые последние источники. Речь его была неторопливой, чтобы студенты могли записать в свои тетради все необходимые сведения. Он всегда был готов ответить на любые вопросы, даже не относящиеся к теме лекции.
Профессор умел организовать самостоятельную и индивидуальную работу студентов, давая им при этом максимум знаний но отечественной истории, историографии, источниковедению. Его доброта не мешала быть ему и строгим, и справедливым, и объективным.
Огромное трудолюбие Ивана Федоровича сочетались с необычайной организованностью и дисциплинированностью. Коли у него назначена лекция, консультация, встреча, то он обязательно будет, несмотря на непогоду, усталость, жизненные неурядицы.
Ивана Федоровича отличала необыкновенная скромность. Он никогда не хвастался своими книгами, званиями, орденами. Никогда не думал о карьере. Его моральное кредо заслуживает всех похвал. И.Ф. Ушаков это удивительный пример того, как надо уметь уже и преклонном возрасте сохранять жизнелюбие, оптимизм, работоспособность, доброе отношение к людям, особенно к молодежи.
Иван Федорович Ушаков — почетный работник высшего профессионального образования, действительный член Академии педагогических и социальных наук (1996), почётный гражданин города-героя Мурманска. Награжден орденом Отечественной войны I степени (1985), орденом Дружбы народов (1999). рядом медалей и иных знаков отличия.
Скончался 16 ноября 2002 года. Похоронен в Мурманске. В память об Иване Федоровиче Ушакове ежегодно и МГПУ проводятся Ушаковские историко-краеведческие чтения. 2 марта 2005 год на фасаде исторического факультета МГПУ была открыта мемориальная доска памяти И.Ф. Ушакова.
Киселев Алексей Алексеевич
История не праздное воспоминание,
это концепция вечного возвращения,
поучительного хождения по прошлому.
Ю. Бондарев
Доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой истории (1969–1996), отечественной истории (1996–2000) в Мурманском государственном педагогической институте (ныне МАГУ).
Алексей Алексеевич Киселёв родился 18 октября 1926 года в селе Полянки Сурского района Ульяновской области.
Отец, Алексей Андреевич, весной пахал, сеял, летом и осенью собирал урожай, торговал тем, что вырастил. Зимой работал на лесозаготовках. В годы нэпа частное предпринимательство поощрялось. С началом коллективизации ситуация в деревне изменилась, и отец, чтобы прокормить семью, вынужден был завербоваться и уехать на «Мурманку», так тогда называлась Мурманская железная дорога. Она была превращена в транспортно-промышленный колонизационный комбинат, где было создано специальное подразделение «Желлес». В то время железнодорожные составы водили паровозы, работавшие на дровах. Вот организация и заготавливала лес для железной дороги. Кроме этого, лес шёл на экспорт, на шпалы, стойки для шахт.
Оставшуюся без отца в период коллективизации семью раскулачили, отобрали имущество. И мать, Александра Фёдоровна, поскитавшись по родственникам, с детьми поехала к мужу на станцию Имандра. Здесь для семьи начался новый этап жизни.
Имандра была тогда большой станцией, имела своё депо, железнодорожную школу, куда и поступил учиться Алексей. Свою первую книжку профессор Киселёв запомнил на всю жизнь: «Помню, как сейчас, первую книжку, которую я получил в школьной библиотеке — «Приключения Травки», потому что с этой книжкой случилось несчастье. Осень, ветер, я иду из школы, перелистываю нетерпеливо книжку, она красивая... На улице ветер вырвал у меня из рук ее, бросил в лужу, а для меня это горе. Я плачу, иду домой. Что я буду делать, как буду отчитываться за первую книжку? Первоклассник... Ну, дома меня успокоили, книжку вычистили, отгладили».
Когда началось строительство Мончегорска, всех лесорубов перебросили на Монче-губу. Вначале жили в палатках, потом в бараках на Безымянном ручье рядом с лопарской семьёй Архиповых. Здесь Алексей почувствовал первое влечение к природе.
В 1939 году при родах умерла мать Алексея. Для него и сестры это было тяжёлым потрясением. В то время ему очень хотелось побыстрее окончить школу-семилетку и поступить в школу ФЗО. Но до войны всё-таки пришлось учиться в первой Мончегорской школе.
С началом войны семья Киселёвых была эвакуирована через Архангельск и Котлас на родину отца. Здесь Алексей поступил учиться в школу ФЗО при молочном институте, а в конце 1943 года он был призван в армию. Всех новобранцев отправили в запасной 55-й стрелковый полк. Летом 1944 года вновь сформированные маршевые роты отправили на фронт.
— На фронте я стал младшим командиром, сержантом, потом старшим сержантом. Воевал в 16-й Литовской дивизии. Послали меня в Литовскую дивизию, да и других, как комсомольцев, как наиболее грамотных ребят, с тем, чтобы мы литовцев обучили. А литовцев набирали из тех территорий, которые только что освобождались. Помню, в моём взводе все солдаты были «стариками»: возраст 40, 45 лет... А я молодой парнишка, ещё 20-ти лет нет, командовал этими мужиками... Прошёл всю Прибалтику, Белоруссию, дошёл до Либавы.
Кончилась война, жив остался... Что делать дальше? Образования нет, из армии не отпускают. И вот в таких условиях я встретил своё двадцатилетие в 46-м году в 96-м танко-самоходном полку. Я там уже завоевал авторитет как грамотный сержант. Меня посылали несколько раз на курсы офицерские, но я каждый раз любыми путями уходил от них. Не прельщала меня служба в армии... В конце концов, дождался демобилизации... — вспоминает Алексей Алексеевич.
После демобилизации в 1950 году Алексей Киселёв вернулся в Мончегорск. Работая литературным сотрудником редакции радиовещания, он оканчивает 9-й класс областной заочной школы. После работы в местной газете Алексей Алексеевич переведён в горком партии инструктором.
Все налаживалось. Появилась семья, получено жильё, а в 1953 году Алексей Киселёв оканчивает с золотой медалью школу рабочей молодёжи.
И опять воспоминания:
— Тогда экзамены сдавали по всем предметам. Несколько месяцев не спал... Занятия в вечерней школе проходили с 19 часов до полуночи. А потом нужно было ехать в Тростниковый посёлок на автобусе - а это ещё час. Пока приеду, пока подготовлю уроки, надо уже идти на работу. От работы никто же не освобождает... Отработал и опять в вечернюю школу. Такой вот год был. Парень здоровый, выдержал всё. Задачу поставил и выполнил. Получил золотую медаль за 10-й класс.
Потом учёба в партийной школе и в Ленинградском университете. В 1956 году он получил 2 диплома: университет окончил всего за три года. Тогда Алексею Алексеевичу исполнилось 30 лет.
Вернувшись после учёбы в Мончегорск, Алексей Алексеевич решил уйти с партийной работы в науку. Для поступления в аспирантуру требовался двухгодичный стаж работы по специальности. Пришлось совмещать партийную работу с преподаванием в заочной школе. Набрав необходимый стаж работы, Алексей Алексеевич в 1958 году поступил в Ленинградскую аспирантуру на заочное отделение.
В 1963 году Алексею Алексеевичу Киселёву удаётся перевестись из Мончегорского горкома партии на преподавательскую работу в Мурманский педагогический институт. Возглавил здесь партийную организацию. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Освоение богатств Кольского полуострова в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)».
Полюбив историю с детства, Алексей Алексеевич всегда любил работать в библиотеках, сотрудничал с обществом охраны памятников истории и культуры, областным Краеведческим музеем.
— Настоящий историк, — считает Алексей Киселев, — должен все время подписываться, чтобы не забыть ни дат, ни фактов, ни событий. Надо быть в курсе всего того, что делается в исторической науке.
В 1976 году Алексей. Алексеевич Киселёв защитил докторскую диссертацию по теме «Социалистическая индустриализация Европейского Севера СССР (1926-1940 гг.)», а в мае 1977 года ему было присвоено звание профессора кафедры истории.
Многое в жизни Алексея Алексеевича изменилось. Неизменной осталась любовь к истории Кольского полуострова и городу Мурманску.
— А когда-то ведь думалось, что рано или поздно надо будет уехать из Мурманска. Но потом, когда семья (жена и дочери) переехали в Мурманск, наладился быт, мысль об отъезде отпала сама собой. Конечно, Мурманск сейчас совсем не тот. Он рос и мужал на моих глазах, — говорит Алексей Алекееевич. — Северяне стали другие, но очень хочется, чтобы новые поколения умножали славу города-героя, чтобы каждый молодой человек нашёл своё место в жизни. Конечно, это непросто, но к этому надо стремиться.
От работы со студентами профессор Алексей Алексеевич Киселёв получает большое удовольствие. Студенты — народ любопытный, о чём только не спрашивают, и, естественно, интересуются мнением профессора о вышедших монографиях, просят дать оценку современным событиям.
— Ребята сейчас интересные, умные, — так говорит Алексей Алексеевич.
У профессора кафедры отечественной истории Киселёва защитилось более 10 аспирантов, ставших кандидатами исторических наук. Некоторые из них уже профессора. Все они занимаются изучением истории Мурманской области. Краеведение — вещь коллективная. Сейчас краеведы МГГУ (ныне МАГУ) готовят Кольскую энциклопедию.
К студентам Алексей Алексеевич относится благожелательно, лояльно. А как ещё к ним относиться? Большое удовлетворение получает, когда ученики (он не говорит — «его», в институте труд коллективный) достигают каких-либо высот.
— Главная-то наша задача, — говорит профессор, — заключается в том, чтобы привить уважение к труду. Я, например, считаю, что самое главное — чтобы человек хорошо понимал, что без труда не выловишь и рыбку из пруда...
Звание почётного гражданина ко многому обязывает. Задания, которые поручают Алексею Алексеевичу, он с честью выполняет. А. А. Киселёв — автор более 100 научных работ, многих популярных книг, учебных пособий, статей в периодической печати, посвященных различным проблемам истории Кольского Севера в XX веке, в том числе монографий «Родное Заполярье» (1974), «Мурмаи в дни революции и гражданской войны» (1977), «Советские саамы: история, экономика, культура» (1979), «Мурманск — город-герой» (1988), «Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941−1945 гг.» (2001), книги воспоминаний «Записки краеведа» (2000), «Мурманск в истории улиц и площадей» (2006).
В 80-е годы Алексей Алексеевич возглавлял областную организацию общества «Знание». С 2001 года на общественных началах является председателем областной Комиссии по вопросам помилования.
Алексей Алексеевич нередко ездит к сестре в Ленинград. У него две дочери. Старшая дочь — декан исторического факультета. Тоже историк, защитила кандидатскую. Младшая — доктор, работает в детской поликлинике, заведует отделением. Две внучки. Одна недавно защитилась на педфаке МГПУ. Вторая учится на третьем курсе, социолог, ездила в Финляндию по студенческому обмену.
Так что всё у Алексея Алексеевича хорошо. Семья, любимая работа, большое уважение мурманчан, высокий авторитет среди коллег.
За свой многолетний труд, за плодотворную работу Алексей Алексеевич Киселёв удостоен многих наград и почётных званий. Алексей Алексеевич — кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени и ордена Ленина, который он получил за выдающийся вклад в развитие народного образования.
Андреев Владимир Евгеньевич
Как путеводная звезда,
Ладонь с кусочком мела.
И нет достойнее труда,
И выше нет удела.
С. Шестаков
Из всех своих звании и титулов самое дорогое для Владимира Евгеньевича Андреева — учитель. А выбрать есть из чего: отличник просвещения РСФСР и СССР, заслуженный учитель РФ, дважды лауреат Фонда Сороса, в течение восьми дет — декан физико-математического факультета Мурманского пединститута, почётный гражданин Мурманска... Он одни из старейших и опытнейших педагогов Кольского полуострова, автор учебника, по которому занимаются старшеклассники области.
Родился Владимир Евгеньевич Андреев 30 декабря 1926 года в городе Борисоглебске Воронежской области, где в Хопёр впадает река Ворона, в семье учителей. Мать, Анна Васильевна, преподавала математику, отец, Евгений Иванович, был учителем химии и биологии. В середине 30-х годов мама Володи стала часто болеть малярией, распространённой тогда в тех краях. Проходя лечение в санатории на Кавказе, Анна Васильевна встретила коллег — учителей с Севера. Они-то и пригласили семью Андреевых в Мурманск, убедив, что на Севере никакой малярии нет. Так в 1937 году семья Андреевых переехала в Заполярье. Поэтому Владимир Евгеньевич говорит: «Всю свою сознательную жизнь я считал себя мурманчанином. И хочу жить здесь до конца своей жизни... Это мой город, моя родина. Я никогда бы не поменял его ни на какой другой город. Это и город моей первой любви, и место, где я состоялся профессионально...».
Тогда, в 1937 году, Мурманск поразил Владимира. Раньше он жил в маленьком районном городке, а здесь стояли огромные, как ему казалось, пяти- и семиэтажные дома. И сам город был невероятно большим, хотя между городами, южным и северным, было много общего. В Борисоглебске — частные дома и ни одной асфальтированной улицы. В Мурманске — бараки, а асфальт был, правда, только на одной улице — Ленинградской.
Первым местом жительства семьи Андреевых был деревянный дом. Это был Дом оленевода, отгороженный забором. Он стоял на улице Карла Маркса. Сюда приезжали саамы, оставляли около дома пастись оленей, а сами уходили по своим делам. Летом в 1938 году семье дали 15-метровую комнату в учительском доме, как его раньше называли, за памятником Ленину. Жили вшестером: дедушка, бабушка, отец, мать и двое детишек. Спальное место Володи было под столом. Потом родители получили двухкомнатную квартиру в этом же доме.
Из довоенного времени Владимир Евгеньевич любит вспоминать стационарный цирк, куда мальчишки часто бегали смотреть представления. Игры и цирк сменились учебой в школе № 18, располагавшейся в бывшем здании Института усовершенствования учителей, затем в школе № 2 и так до 7 класса.
Летом 1941 года с мамой поехали к дяде в Белосток. Утром в день начала войны в соседний дом попала бомба. Эвакуировались под Куйбышев, в город Сергеевск, где Владимир закончил 9-й класс. Сдав экстерном экзамены за 10-й класс, поступил в Куйбышевский индустриальный институт на химический факультет. По окончании Великой Отечественной войны вернулся в Мурманск, а так как здесь не было химических институтов, пришлось доучиваться в учительском институте, затем в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена.
1 сентября 1946 года молодой учитель математики школы № 1 Андреев Владимир Евгеньевич провёл свой первый урок. Так началась педагогическая деятельность талантливого учителя и методиста, мудрого наставника учителей математики Мурманска и Мурманской области.
Проработав два года в школе № 2, Владимир Евгеньевич перешел в новую 14-ю школу. Это было понятно: на новое место всегда отправляли молодых.
Яркая творческая индивидуальность была замечена, и в 1953 году Владимир Евгеньевич был назначен руководителем городского объединения учителей математики старших классов. В 1957-1960 годах Владимир Евгеньевич работал завучем в школах № 33 и № 12.
С 1960 года началась новая страница биографии: преподаватель кафедры математики в Мурманском государственном педагогическом институте. В институте Владимир Евгеньевич задержался на долгих 14- лет, восемь из которых был деканом физико-математического факультета.
В 1974 году Владимир Евгеньевич вернулся в школу. Он поступил на должность завуча по воспитательной работе в школу № 46 (ныне гимназия № 4), где по настоящее время работает учителем математики. Педагогическая интуиция, методический талант, нескончаемое стремление к самосовершенствованию сделали его любимым учителем более двух тысяч юных математиков. Содействуя развитию интереса школьников к предмету, формируя в них стремление к постоянному творческому поиску, он первый в городе Мурманске организовал кружок но решению задач из журнала «Математика в школе», который в Общесоюзном конкурсе в честь 60-летия СССР занял второе место. Под руководством Владимира Евгеньевича более 30 лет ребята занимаются по программе Всероссийской заочной многопредметной школы при МГУ, ЛГУ в группах «коллективный ученик». Ежегодно его ученики становятся победителями и призёрами окружных, областных олимпиад, соросовских олимпиад, международной математической игры «Кенгуру».
Владимира Евгеньевича всегда интересовали вопросы решения задач повышенной сложности, поэтому одним из первых он стал преподавать курс углублённого изучения математики в 10−11 классах. Многолетняя работа по систематизации теоретического материала многих разделов школьного курса математики, классификации методов решения уравнений и неравенств позволила ему разработать лекции для учителей, которые он читает на курсах в Институте повышения квалификации, сотрудничество с которым длится уже более 40 лет. За это время подготовлено свыше 200 лекций и семинаров по разным курсам математики. Лекции Владимира Евгеньевича отличаются глубиной теоретического содержания и высоким мастерством изложения. В 1991 году вышла в свет его брошюра «Делимость чисел», которая стала настольной книгой старшеклассников и учителей математики. В статье «Дробная и целая часть числа» в журнале «Математика в школе» Владимир Евгеньевич поделился опытом своей работы по формированию математического кругозора, логической культуры ученика.
Надо сказать, что одна из главных черт Владимира Евгеньевича как учителя — это его непредвзятое отношение к ученикам. У него нет «любимчиков»: на какую оценку знаешь, такую и ставит. Ну и, конечно, Владимира Евгеньевича и как учителя, и как человека характеризует отменное чувство юмора.
Андреев Владимир Евгеньевич награждён значками «Отличник народного образования», «Отличник просвещения СССР», а в1996 году получил гранд Сороса. Заслуженный учитель школы РСФСР, почётный гражданин города-героя Мурманска.
По ученикам мурманского учителя Владимира Евгеньевича Андреева можно изучать географию. Тех, кто окончил школу № 46 (ныне гимназию № 4), разбросала судьба но всей территории бывшего Советского Союза. Его ученики работают и живут в США, Израиле, Австралии, Западной Европе. Со многими из них Владимир Евгеньевич ведёт переписку, а те, кто приезжают в Мурманск навестить родителей, обязательно зайдут в школу, чтобы встретиться с любимым учителем.
Самыми трудными годами своей работы Владимир Евгеньевич считает первые. Они пришлись на послевоенное время. Множество ребятишек росло без отцов и отбилось от рук, уж не говоря о беспризорниках. Педагогам первой школы даже пришлось потребовать, чтобы в ней установили милицейский пост: справиться с некоторыми учениками без людей в погонах не получалось. А вот самым приятным этапом жизни Андреев считает работу в 46-й школе.
Из трех заповедей Владимир Евгеньевич выполнил все. Он посадил не одно дерево, построил дом, вырастил сына и дочь. Сын — Владимир Владимирович — живёт в городе Тамбове, работает заместителем главного инженера химического завода «Пигмент». Дочь — Елена Владимировна — осталась в Мурманске, работает начальником отдела рекламы на ГТРК «Мурман». У Владимира Евгеньевича пять внуков — пять парней.
Большое трудолюбие, скромность и требовательность, чуткость и отзывчивость, широта и глубина взглядов, добросовестность и упорство в трудном учительском деле снискали Владимиру Евгеньевичу авторитет, уважение и любовь коллег и учеников.
В жизни Владимира Евгеньевича кроме основного занятия — педагогической деятельности — немало других увлечений. В его домашней библиотеке более тысячи художественных книг. Из писателей наиболее близок Джек Лондон, хотя в целом особых предпочтений нет. В конце сороковых Андреев был завсегдатаем катка, потом играл в настольный теннис. В своё время считался очень сильным преферансистом, правда, к картам давно охладел. Но всё-таки из всех пристрастий самое сильное рыбалка.
А душевное равновесие и силы дает заслуженному учителю любимый город, его ареал обитания — от Варничного ручья до Семёновского озера.