Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Естественные науки в школе: как увлечь учеников наукой

  • 9 февраля 2022
  • 3034
Естественные науки в школе: как увлечь учеников наукой

Вчера Мурманский арктический государственный университет в рамках регионального форума «Молодежный вектор Арктики» провёл круглый стол «Популяризация естественных наук в школе». Главным вопросом онлайн-мероприятия был вопрос «Как рассказать о сложных науках простым языком?» Ответ на него искали приглашенные эксперты — учителя образовательных учреждений Мурманска и области, преподающие дисциплины естественного цикла — и студенты факультета математических и естественных наук направления подготовки «Педагогическое образование», будущие учителя математики, физики, биологии и химии.

Круглый стол начался с обсуждения того, что из себя представляет популяризация науки в целом, нужна ли она в школе и какие пользу и вред может принести.

Наиболее интересным стал обмен опытом по организации популяризации наук на уроках по различным естественнонаучным предметам, которыми поделились учителя со студентами.

Наталия Марчукова, заместитель директора по УВР МБОУ г. Мурманска СОШ № 23, учитель информатики высшей квалификационной категории предложила использовать решение прикладных задач разной профильной направленности на уроках информатики, опирающиеся на жизненный опыт учеников, и проводить интегрированные уроки, например, объединить химию и информатику.

«Мне с моим предметом повезло!» — поделилась Светлана Бойченко, учитель химии первой квалификационной категории МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10″, — потому что у меня есть эксперимент, демонстрация, опыт, которые очень привлекают детей, позволяют им буквально прикоснуться к науке собственными руками».

«Большую роль для популяризации естественных наук играет внеурочная деятельность, — отметила Екатерина Борисова, заместитель директора по УВР МБОУ ЗАТО Североморск „СОШ № 5“. — Здесь может быть и экспериментальное направление — всевозможные кружки и факультативы — и более теоретические мероприятия — научные театры, постановки, выпуски научно-популярных журналов, с помощью которых можно очень интересно организовать популяризацию науки».

Евгения Брокарева, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей им. В.Г. Сизова» г. Мончегорск, абсолютный победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2021», финалист Всероссийского этапа «Учитель года — 2021″ обратила внимание слушателей на то, что современные школьники очень активно интересуются всеми процессами, происходящими в обществе, мире, и это можно и нужно использовать для того, чтобы направлять в нужное русло тему урока. А достигать этого можно с помощью постановки различных проблемных вопросов, актуальных для реальной жизни детей. Евгения Андреевна поделилась опытом постановки таких вопросов на уроках биологии.

Не обошли стороной и такую непростую науку, как математика — Татьяна Джаврук, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ г. Мурманска лицей № 2, рассказала, как можно провести эксперимент на уроке математики и как показать значимость математических знаний в обычной жизни.

«Самый главный вывод, который мы сегодня сделали в ходе нашей совместной беседы, можно сформулировать так: о сложных науках можно и нужно говорить со школьниками!» — комментирует итоги встречи Ася Ляш, модератор мероприятия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий. — Существует достаточно большое количество методических приёмов и организационных форм, с помощью которых можно это сделать. Конечно, надо учитывать ряд факторов, чтобы научно-популярная деятельность на уроках приносила именно пользу, а не вред. И в начале своего профессионального пути не всегда просто эту деятельность выстроить из-за нехватки опыта. С этой целью мы и организуем подобные встречи с практикующими учителями, чтобы они могли поделиться своим опытом и знаниями со студентами".

В марте, в рамках Дней науки факультета математических и естественных наук, МАГУ планирует провести продолжение круглого стола, но уже в формате мастер-класса, на котором студенты смогут принять уже более активное участие и приобрести определённые практические умения.

Поделитесь ссылкой