Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Глобальная конкуренция и консолидация: Мария Князева о первой неделе на посту руководителя МГТУ

  • 4 февраля 2022
  • 135
Глобальная конкуренция и консолидация: Мария Князева о первой неделе на посту руководителя МГТУ

Новым руководителем Мурманского государственного технического университета 26 января стала Мария Князева, до этого занимавшая пост проректора по научно-исследовательской работе Мурманского арктического государственного университета. О том, какие итоги можно подвести спустя всего неделю, об обучении в Школе СКОЛКОВО и ключевых задачах, которые сегодня стоят перед Университетом, она рассказала в интервью.

Вы называете родными оба университета Кольского Заполярья, как так вышло?
Мой профессиональный путь связан и с МГТУ, и с МАГУ — в первом я прошла путь от ассистента до доцента кафедры физики, защитила кандидатскую диссертацию, во втором — училась, была старшим научным сотрудником, а впоследствии на посту проректора руководила научной деятельностью университета. В 2022 году дорога вновь привела в МГТУ.

А почему Вы выбрали для поступления именно педагогический институт?
Из-за расхожей для школ в 90-е годы ситуации с постоянной сменой учителей мои знания по физике оставляли желать лучшего. И когда настала пора выбирать вуз, помог шкаф с учебниками, оставшийся в семье от моей бабушки — известного в области учителя физики. За все школьные годы я ни разу его не открыла, но на этапе выбора именно эти книги помогли понять: несмотря на пятёрку, этот предмет оставался единственным, уровень знаний по которому был далёк от совершенства. По сути, профессия учителя физики стала для меня реальным шансом разобраться, что называется, «подтянуть хвосты» и выработать какое-то отношение к предмету. Результат превысил ожидания: физика стала любимым предметом, положив начало и профессиональной, и научной деятельности.

Превратилось ли стремление погружаться в предмет для восполнения пробелов в жизненную позицию? Или физика стала последним форпостом?
Скорее это составляющая характера: любой пробел воспринимаю как вызов, который надо преодолеть. Отчасти причина кроется в спортивном прошлом — я занималась рукопашным боем и привыкла работать на высокий результат.

Сейчас перед Вами снова стоят сложные задачи, требующие решения в сжатые сроки. Уже можно говорить о каких-то успехах?
Скорее можно сказать о том, какие процессы удалось сдвинуть за эту неделю. Так, нормализован процесс дистанционного процесса обучения. Не могу сказать, что это исключительно моя заслуга — процесс стартовал до моего назначения — но сегодня сделаны окончательные выводы, определены сроки и выстроена система, позволяющая не только сохранить качество образования, но и сделать принятый формат занятий максимально комфортным.
Ещё один важный шаг — дан успешный старт процессу обучения в Школе управления СКОЛКОВО. За пять дней нам удалось синхронизироваться, как с коллегами из МГТУ, так и с другими представителями от региона. Впервые консолидировав усилия, мы договорились о ключевых позициях для решения общей задачи — определения вектора развития системы высшего образования в регионе.

Насколько важна консолидация усилий в решении столь сложной задачи?
Нет смысла в разрозненной работе — мы или проигрываем все, или вместе определяем и начинаем реализовывать вектор развития высшего образования в регионе. Ещё каких-то 20−30 лет назад существование двух и более вузов в одном регионе было совершенно реальным: учреждения, как правило, имели узкую профильность, ресурсов хватало на всех, и ситуация в целом была позитивной. Сокращение ресурсов привело к тому, что вузы стали конкурентами. Сегодня борьба за молодые умы приобрела глобальный характер. Поэтому, если говорить категориями форсайта, консолидация усилий должна привести к тому, что высшее образование в Мурманской области должно стать конкурентным на национальном и мировом уровнях.

Ещё один вызов — переход на дистанционный формат обучения. В чём Вы видите риски и, возможно, преимущества такого формата?
Дистанционный или смешанный формат — это всегда история про технологии. И если вопрос в части технического и программного обеспечения закрыт, то данный формат даёт возможность существенно экономить время и делать процесс обучения более гибким. Но важнее то, что это нам нужно подстраиваться, молодым людям — нет, они уже и так погружены в цифровую среду. Вполне вероятно, не будь пандемии мы бы рано или поздно пришли к такой образовательной модели. Другое дело — осознание пришло бы лишь тогда, когда на пары просто перестали бы ходить, разочаровавшись окончательно в самой системе высшего образования. Можно работать так, как привык, но тогда точно не осуществить главную задачу университета.

А в чём на Ваш взгляд она заключается?
В течение всей педагогической деятельности пытаюсь ответить для себя на вопрос, что такое высшее образование. Ответ для меня кроется в качественном изменении интеллекта. Не количественном, т. е. объёме полученных знаний, а именно качественном. Для чего это нужно? После прохождения ряда обучений, участию в стратегических и форсайт-сессиях, той же Школе СКОЛКОВО появилось понимание — человек с высшим образованием должен быть готовым менять мир. И задача университета — готовить выпускника, способного ставить цели, выбирать инструментарий, добиваться результата и, ключевое, принимать ответственность за эти решения.

Поделитесь ссылкой
Разделы
Архив МГТУ