В Мурманске в День Героев Отечества открыли памятник бойцам Заполярья
Заснеженные ели. Почетный караул замер в ожидании. Люди с цветами в национальных костюмах. Новая скульптура еще покрыта зеленым брезентом. Из-под него выглядывает любопытный нос, будто хочет узнать, зачем здесь столько народа. Два каюра, упряжка оленей и собака — новый мурманский памятник уникальной северной странице Второй мировой войны.
— Открытие памятника самым скромным солдатам, самым скромным людям, самым миролюбивым бойцам и воинам — оленеводам — это очень важно и исторически правильно, — отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
79 лет назад оленеводов Мурманской, Архангельской областей, Ненецкого округа и Республики Коми вместе с оленями, собаками мобилизовали на службу. Более 10 тысяч больных и раненых вывезли они с передовой за три военных зимы в Заполярье. Упряжки доставляли продукты и боеприпасы, эвакуировали аварийные самолеты, везли бойцов на боевые задания. Знание Севера помогало каюрам. Благодаря им менее острой стала транспортная проблема армии, воюющей в условиях полярной зимы.
Объявленный сбор денег шел тяжело. Если бы не грант областного правительства, помощь «Норникеля» и компании «Кола-гранит», разговоры о необходимости увековечить подвиг оленеводов шли бы еще долго. За основу монумента взяли рисунок смоленского скульптора. А об исторической достоверности позаботились эксперты из Заполярья.
— Мы видим авиабомбу в бомботаре, пистолет-пулемет Шпагина за спиной одного из бойцов. И с этой точки зрения, мне кажется, памятник просто идеально отражает ту композиционную составляющую, которую он и призван осуществлять, — рассказал руководитель группы исторической реконструкции «Титовский гарнизон» Александр Чапенко.
В 1944 году, после освобождения Печенги и Северной Норвегии каюры продолжили службу. А для оленей война закончилась. Некоторые из них, чтобы вернуться домой, преодолели больше полутора тысяч километров.
— В 1947 году, через несколько лет после Победы, вдруг вернулись семь оленей. Вел их вожак. А вожак как раз и был оленем Федора Ивановича Канюкова. Федор Иванович у нас погиб. Он погиб, а олень вернулся, — сказала Вероника Талеева.
О том, как олени и оленеводы приближали Победу, теперь напоминает новый памятник в Мурманске. Отсюда сформированные оленетранспорты отправляли к линии фронта.