Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Путь в профессию: ученики психолого-педагогических классов подводят первые итоги

  • 2 февраля 2024
  • 1057
Путь в профессию: ученики психолого-педагогических классов подводят первые итоги

Январь стал месяцем испытаний для ребят психолого-педагогических классов на базе Мурманского арктического университета. Полгода они изучали курсы «Основы психологии» и «Основы педагогики», стремились с помощью преподавателей Института педагогики и психологии познать и понять скрытые глубины тех явлений и процессов, с которыми они каждый день сталкиваются в своей повседневной жизни, и что на самом деле скрывается за кажущейся «простой» работой их школьных учителей.

И вот промежуточная аттестация — викторина «Путь в профессию». Разделившись на команды, ребята с увлечением берутся за выполнение заданий, предложенных преподавателями кафедры педагогики, а также кафедры психологии и коррекционной педагогики. Пока одни выполняют задание по курсу «Основы педагогики», другие стараются справиться с заданием по «Основам психологии».

«Бытует мнение, что образование — это то, что остается после того, когда забываешь все, чему тебя учили в школе, — обращается к ребятам доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Дмитрий Левитес. — Мы надеемся, что время наших встреч не прошло для вас даром, и вы кое-что вынесли из наших занятий. Тем более что вы выполняли исследование „Современная школа глазами старшеклассников“».

Ребятам предлагается составить «белый» список, а именно: определить достоинства современной школы, которые помогают им учиться и делают их школьную жизнь насыщенной, полезной и интересной (не более 5). После этого нужно составить «черный» список: назвать также не более 5 недостатков современной школы.

А затем следует самое трудное задание. Ведущий обращается к ребятам:

- Такие списки могли бы составить и ваши сверстники, которые не обучались в психолого-педагогическом классе. А вот теперь попробуйте приподняться над этими «частностями», которые вы перечислили в «черном» списке, и взглянуть на них, опираясь на те знания о целях, ценностях и смыслах школьного образования, с которыми вы знакомились на наших занятиях. Какие более общие проблемы современной отечественной школы стоят за этим перечнем?

И здесь, работая в группах, нужно было определить не более двух проблем современной школы, которые, по мнению ребят, являются основными.

Заключительным «аккордом» должно было стать предложение своего варианта решения этой проблемы: «Если бы я был министром, то…».

Десятиклассникам было предложено в группах сформулировать три предложения, которые могли бы существенно изменить дела в школе в лучшую сторону.

Дискуссия была жаркая. Тем более что повторяющиеся положения, выдвинутые в разных группах, вычеркивались. Общими усилиями был получен ответ на основной вопрос состоявшейся регламентированной дискуссии «Современная школа в оценках учеников психолого-педагогического класса».

Ребята смогли показать, что у них уже есть зачатки педагогического мышления. Проявляется способность, о которой говорили крупнейшие педагоги прошлого: за частностью увидеть явление, увидеть систему и в педагогической деятельности, и в их собственной учебно-познавательной деятельности.

Увлекательные задания были предложены школьникам преподавателями кафедры психологи и коррекционной педагогики. В ходе командной работы ребята участвовали в психологической инсценировке, казалось бы, такой известной сказки как «Репка», однако им удалось открыть ее новые, социально-психологические грани и профессионально ответить на вопрос: «О чем эта сказка?». «Эта сказка о взаимопомощи, о семейных ценностях, о необходимости согласованно браться за общее дело…», — прозвучали ответы ребят.

«Очень радостно, что помимо интереса к психологии, который мы отчетливо увидели, проявляется хорошая групповая динамика. Ребята в совместной работе поддерживают друг друга. Голос каждого важен для принятия общих решений», — поделилась впечатлением доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры психологии и коррекционной педагогики Юлия Афонькина.

Затем ученики попробовали интерпретировать эмоции с опорой на картины известных современных художников Дональда Золана и Владислава Леоновича, где художественные образы олицетворяют искреннюю радость детства. С интересом узнавая эмоции, школьники объясняли свое мнение, опираясь на распознавание невербальных средств их выражения, также на композицию и сюжет самих картин.

Не менее интересным для школьников оказалось задание на понимание психологического смысла пословиц, например, каждый кулик свое болото хвалит, под лежачий камень вода не течет.

Так в образной форме ребята познают глубину психологических знаний и учатся рассуждать на языке психологии.

Немного ранее, 20 января, промежуточную аттестацию успешно прошли также ученики 11 психолого-педагогического класса гимназии № 6, которые уже второй год приходят в МАУ на занятия по психологии и педагогике. Их аттестация предполагала практикум, где школьники проявили себя как начинающие педагоги и практические психологи.

Обращаясь к ученикам психолого-педагогических классов по итогам их работы, доктор педагогических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии Татьяна Кузьмичева отметила: «Мы видим, что вы, ребята, стремитесь получать знания в области психологии и педагогики, хотите научиться разбираться в себе. Ваша активность, умение выстраивать продуктивную коммуникацию расширяют возможности саморазвития и делают ваш профессиональный выбор более осознанным. Впереди вас ждет еще очень много открытий. Будем вместе расширять горизонты».

А что же сказали сами ребята? Чаще всего звучали подобные высказывания: «Здорово и весело работать в команде, всем вместе», «Самое главное, что, хотя здесь присутствуют авторитетные преподаватели, мы не боимся высказываться, знаем, что нас поддержат», «Нам очень интересно познавать себя и рассуждать о психологии и педагогике. Это очень важные науки, которые нужны всем, а особенно — будущему педагогу».

Проведённая викторина выполнила поставленные организаторами задачи и вызвала неподдельный интерес всех ее участников.

Татьяна Кузьмичева: «Мы искренне признательны министру образования и науки Мурманской области Диане Николаевне Кузнецовой за поддержку и создание условий развития практики опережающей подготовки будущих педагогов для региона. Также благодарим директоров школ — партнеров МАУ — за совместную организацию слаженной деятельности психолого-педагогических классов: Нину Алексеевну Зубареву, Никиту Юрьевича Кокоянина, Веру Владимировну Сулаеву, Ольгу Владимировну Еремину, Олесю Кузьминичну Ярмолич, Елену Николаевну Шепелеву, Ольгу Владимировну Головину, Ирину Васильевну Матвиишину».


Поделитесь ссылкой