Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Студенты и преподаватели МАГУ изучали опыт детских садов Норвегии

  • 22 ноября 2017
  • 6350

Завершился очередной этап международного научно-образовательного проекта «Дошкольное образование в России и Норвегии: сравнительная перспектива».

С 13 по 17 ноября 2017 года группа студентов и преподавателей Психолого-педагогического института МАГУ, к которой также присоединился сотрудник международного отдела МАГУ М. А. Уксусов, находилась в норвежском городе Альта. Совместно с норвежскими студентами и преподавателями факультета социальных и гуманитарных наук Арктического университета Норвегии мы продолжили реализацию международного научно-образовательного проекта «Дошкольное образование в России и Норвегии: сравнительная перспектива».

Напомним, что в октябре 2017 года группа студентов и преподавателей Арктического университета Норвегии находилась в Мурманске. Здесь они знакомились с системой дошкольного образования в России. Слушали лекции российских преподавателей, участвовали в мастер-классах и тренингах. Основной частью визита были посещения дошкольных образовательных организаций малыми группами. Об этом мы сообщали на сайте МАГУ.

И вот теперь наступил черёд российских участников проекта познакомиться с особенностями дошкольного образования в Норвегии.

Три дня мы имели возможность «изнутри» наблюдать за работой норвежских детских садов. Удивляться и поражаться, восклицать и задумываться. Например, наблюдать, как воспитатели и их помощники в детских садах проводят почти весь день с детьми на полу, что называется, на уровне «глаза в глаза с детьми». Они ползают с ними, играют в различные игры и т. д. Очень много времени дети с воспитателями проводят на улице. Есть даже такие детские сады, в которых дети практически весь день находятся на природе, в лесу. Там же они и едят, что принесут из дома.

В практике дошкольного образования наши норвежские коллеги вообще большое значение уделяют природе. Не случайно для российских студентов и преподавателей была прочитана лекция «Природа в дошкольном образовании Норвегии». Она произвела заметное впечатление на всех нас, вызвала немало вопросов.

Кроме посещения детских садов, знакомства с их устройством, организацией работы воспитателей, их помощников и «викариев» (это своего рода волонтёры, которые приходят в детские сады, чтобы помочь в работе с детьми, у них чаще всего нет педагогического образования), лекции в университете для нас также был организован мастер-класс в кабинете ручного труда. Здесь все увлеченно трудились над изготовлением украшений из стекла.

Норвежские организаторы подготовили для нас интересную культурную программу. Мы имели возможность посетить музей линкора «Тирпиц». В годы второй мировой войны это был один из линкоров фашистского вермахта, который вел боевые действия у берегов Норвегии. Задачей боевой машины был контроль значительной части британского флота, а также блокирование арктических конвоев с продовольствием и оружием, которые направлялись в Мурманск.

Одним только своим присутствием «Тирпиц» пытался заставить трепетать и бояться всех, кто воевал против нацисткой Германии. Однако судьба распорядилась иначе. Самое большое, самое сложное оружие, на создание которого ушли огромные затраты, невероятное количество металла и человеческих ресурсов, плавающая крепость вышла на боевые операции всего три раза. Один раз плохая погода не позволила «Тирпицу» обнаружить конвой. Один раз «Тирпиц» банально не успел, и конвой был распущен. И один раз линкор всё же пострелял при высадке немецких войск на остров Шпицберген. Получается, что по кораблям противника Тирпиц не произвел ни единого выстрела. Гроза северных морей метался по холодным водам, впустую тряся над головой мощным оружием.

Инициатива создания музея принадлежит одному из местных жителей. Соответствующую атмосферу создают фотографии времен второй мировой войны. Стены занимают также различные документы экипажа, среди которых имеются даже несколько «Железных Крестов». Другие стенды оформлены в виде витрин. За ними — манекены, одетые во всё разнообразие военной формы, которое имелось на корабле: от медсестры до капитана. Место за ними занимают вырезки из газет, найденных на корабле, либо повествующих о «Тирпице». В углу одного из залов представлены различные морские приборы, имевшиеся на корабле.

Удалось нам также побывать в музее города Альта. Основанный в 1991 году, он даёт возможность познакомиться с уникальным памятником древней истории — наскальными рисунками (петроглифами) периода 4200 — 500 гг. до н. э. Они принадлежат культуре Комса, которые являются предками саамов. Резные изображения разных животных и птиц, сцены охоты, рыбалки, сцены из повседневной жизни, загадочные геометрические символы для лучшего обозрения специально окрашены красной охрой на всех пешеходных тропинках общей протяженностью около трех километров.

Эти рисунки отображали хронику наиболее важных исторических событий древнего племени, а также могли быть простейшим видом искусства того времени. Самыми распространенными среди петроглифов являются изображения оленя, лосося и лодки. К сожалению, сами рисунки мы не могли увидеть: они уже покрыты выпавшим снегом, но их снимки представлены в экспозиции музея.

Небезынтересно было узнать, что Альта — первый в Норвегии центр изучения феномена северного сияния. Не случайно в его музее представлены и самые первые рисунки, сделанные когда-то учеными, а также самая первая фотография северного сияния.

В городе есть и собор Северного Сияния. Одновременно это и культурный центр Альты. Прекрасная акустика, наличие органа позволяют здесь проводить концерты.

В течение всех дней пребывания в Альте студенты вели дневники педагогических наблюдений, выполняли задания, связанные с анализом педагогических ситуаций, поведения детей, воспитателей. Накапливали эмпирический материал для своих исследований.

При этом они могли получить консультации своих преподавателей: ответственной за учебную работу в Психолого-педагогическом институте, кандидата педагогических наук, доцента Е. И. Голишниковой; заведующей кафедрой специальной педагогики и специальной психологии кандидата психологических наук, доцента Ю. А. Афонькиной; заведующего кафедрой педагогики кандидата педагогических наук, доцента В. Э. Черника.

Все участники поездки благодарны сотруднику отдела научной работы и международного сотрудничества МАГУ М. А. Уксусову, который содействовал более эффективной коммуникации и лучшему пониманию нюансов реалий норвежской образовательной системы и жизни.

Для более полной и взвешенной оценки увиденного, услышанного о дошкольном образовании в Норвегии должно ещё пройти время. Но, как говорит руководитель проекта с норвежской стороны Елена Мерзлякова, «у нас появились точки обсуждения, а значит — проект живёт и у него есть перспективы».

Напомним, что данный проект полностью финансируется за счет средств Баренц-секретариата.

Поделитесь ссылкой