Университет в лицах: Медея Владимировна Иванова
В преддверии 80-летия крупнейшего вуза за Полярным кругом МАГУ и региональное отделение Российского общества «Знание» запустили масштабный медиапроект «Университет в лицах». Каждый месяц мы будем рассказывать о преподавателях и учёных, которые работают в опорном вузе и активно вовлечены в образовательную и исследовательскую деятельность. Ведь за каждым выпускником, за каждой опубликованной статьей, каждым исследованием стоит человек.
В мае героем проекта стала заведующая кафедрой Экономики управления и социологии филиала МАГУ в городе Апатиты, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН, автор более 100 научных трудов, заместитель председателя Общественного совета при региональном Министерстве экономического развития Медея Владимировна Иванова. Мы поговорили с ней о ее увлечениях и жизненных принципах, научном и преподавательском пути.
Медея Владимировна, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве. Где вы родились?
Родилась я в городе Ленинграде на Васильевском острове, и первым моим домом стало студенческое общежитие. Мои родители были студентами Ленинградского государственного университета. Мама училась на факультете журналистики, а папа — на физфаке. Получается, с самого рождения я «окунулась» в студенческую жизнь, «ходила» с родителями на танцы, готовилась к экзаменам.
Вообще детство у меня было «советским» и очень счастливым. Каждое лето я проводила у своих бабушек и дедушек: то на берегу Черного моря в Пицунде (Абхазия), то в городе Коврове Владимирской области.
А когда и почему перебрались сюда, на Север?
В начале 1970-х мои родители после окончания университета приехали по распределению в качестве молодых специалистов работать в Кольский филиал академии наук в Апатитах. Полагаю, кстати, что именно этот факт предопределил мою дальнейшую судьбу — стать ученым.
Чем занимались ваши родители?
Моя мама изучала историю освоения Кольского Севера, собирала, обрабатывала и издавала саамские сказки, принимала активное участие в создании Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера в Апатитах. Детский сборник саамских сказок «Семилетний стрелок из лука» — это именно ее работа, написанная по заказу Мурманского книжного издательства. К этому времени у мамы уже была издана книга «Саамские сказки», где было собрано более 170 сюжетов с вариантами саамского фольклора, поэтому обратились именно к ней. А мой папа был доктором физико-математических наук, посвятившим себя исследованиям проблем магнитосферы Земли и полярных сияний.
Ваши родители были увлечены наукой, это заметно. А на общение с Вами им всегда хватало времени?
Мое становление как личности происходило в неизбежных условиях применения двух подходов к воспитанию: гуманитарного и естественнонаучного.
Родители были моими настоящими друзьями. В то время не было такого разделения, мол, здесь взрослые, а там дети. Все свободное время они проводили со мной. Я ездила с мамой в командировки на симпозиумы в Архангельск, Петрозаводск и Ленинград. А папа очень любил поэзию. Вместе они представляли уникальный творческий симбиоз. Например, однажды в Новогоднюю ночь мне и моим друзьям родители придумали целое приключение! Настоящий квест с картой сокровищ и загадками, а к полуночи мы должны были найти место праздника.
Наверно, в такой семье у ребенка всегда много интересов. Чем вы увлекались?
Я закончила среднюю школу № 5 в Апатитах, и сколько себя помню, всегда была очень активным человеком, постоянно искала себя. Успела перепробовать разные виды спорта: и фигурное катание, и спортивную гимнастику, и беговые лыжи.
Однажды решила записаться в танцевальный кружок, пришла в Дом пионеров, а набор в группу закончился. Я расстроилась, но тут руководитель кружка спросил, умею ли я читать. «Конечно, умею!», — воскликнула я, и меня пригласили в поездку с группой по городам Мурманской области с концертной программой. Но не танцевать, а читать стихи.
Через год я вернулась в спорт и занялась горными лыжами. Мой спортивный опыт пригождался мне не раз — например, когда наш класс участвовал в военно-патриотической игре «Орленок» и занял в области первое место. Это было очень интересное приключение!
Из ваших ответов очень трудно угадать, кем же вы хотели стать в школьные годы. Расскажите, если не секрет?
Определиться с выбором будущей профессии мне было непросто. Я хотела быть и психологом, и историком, и лингвистом, и путешественником.
В итоге всё же выбрали экономику?
Ну, так как диапазон моих интересов был крайне широк, мне нужно было их как-то примирить.
Я выбрала экономическое образование, опираясь на тезис британского экономиста и теолога Филипа Уикстида: «Законы экономики — это законы жизни».
Я и сейчас думаю, что этот принцип неоспорим. Наша жизнь зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Каждая семья представляет собой небольшое (а бывает, и большое) «экономическое хозяйство».
Каким было ваше обучение? Трудно было учиться?
Учиться было и трудно, и легко. В 1993 году я окончила Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности «Экономика и управление производством». В этом же году поступила в аспирантуру Института экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук. В 1997 году получила ученую степень кандидата экономических наук.
Это был один из самых интересных и познавательных этапов моей жизни, как человека, так и исследователя. Страна и ее экономическая система переживали колоссальные изменения, мир стремительно менялся, и мы, ученые-экономисты, были на передовой.
Учеба в 90-е — значит ли это знакомство с опытом других стран?
Да, тогда как раз появилась возможность зарубежных стажировок. В 1995 году я получила стипендию Лапландского университета для прохождения обучения по Программе изучения Арктики, а в 1997 году — индивидуальный научно-исследовательский грант Правительства Норвегии по программе Nordic Scholarship for the Baltic Countries and Northwest Russia, прошла научную стажировку в университете Тромсе.
В Институте экономических проблем я работала до 2000 года под руководством доктора экономических наук, член-корреспондента Геннадия Павловича Лузина. Я исследовала вопросы становления новой финансовой системы, бюджетного федерализма и особенности формирования локальных бюджетов регионов Севера и Крайнего Севера России.
Это было время, когда результаты научных исследований активно внедрялись на практике и позволяли лоббировать интересы северных территорий.
Например?
Работая в рабочей группе по оценке последствий введения Налогового кодекса, нам удалось разработать ряд предложений, которые легли в основу поправок к проекту Налогового кодекса России для создания равных стартовых условий хозяйствования субъектов Федерации.
А в преподавание Вы когда пришли?
В 2000 году. Тогда я стала доцентом на экономическом факультете Кольского филиала ПетрГУ, который впоследствии стал апатитским филиалом МАГУ. За годы работы на экономическом факультете практически читала все экономические дисциплины, но есть любимые — например, «Финансы».
У ваших студентов много достижений?
Когда я пришла в университет молодым преподавателем, я «горела» своими научными идеями о бюджетном федерализме. Я и студентов «заражала» — глаза горели и у них, они легко вовлекались в научную работу. Их энтузиазм вознаграждался призовыми местами на всероссийских научных конкурсах.
Так, в начале 2000-х дважды мои студенты принимали участие во Всероссийской олимпиаде по экономическим и финансовым дисциплинам и занимали призовые места, второе и третье. В 2005 году лауреатом IX Всероссийского конкурса научных работ студентов и молодых ученых-слушателей стала научная работа моего студента «Оценка качества жизни населения Мурманской области». В целом за годы преподавания в университете, а это почти 20 лет, под моим руководством более 60 студентов приняли участие в конференциях и научных мероприятиях различного уровня.
Вы продолжаете общаться с ребятами после их выпуска?
За годы преподавания судьба меня сводила с очень талантливыми ребятами, многие из которых достигли достаточно больших высот и в научной карьере, и в коммерческой сфере: защитили диссертации, стали топ-менеджерами в крупных компаниях... Да, я горжусь своими студентами.
Приятно, что некоторые из них звонят перед собеседованиями на работу или после собеседования. «Нас спрашивали о том, о чем вы на лекциях рассказывали», говорят :–). Иногда они советуются, делятся своими успехами, хотят продолжить свое образование. Даже на свадьбы приглашают. С некоторыми мы теперь дружим семьями!
Вы преподавали только в Апатитах?
Нет. Один учебный год я провела в МАГУ в Мурманске — тогда он, конечно, был Мурманским педагогическим университетом. Я была заведующей кафедрой Экономики и права и занималась подготовкой специалистов по направлению Математические методы в экономике. Незабываемый эксперимент и богатый опыт! Он мне очень пригодился, когда в 2011 году в Апатитах открыли новую специальность — Бизнес-информатику. Мне предложили возглавить новую кафедру. Разумеется, я согласилась!
Одновременно мы реализовывали еще один образовательный проект — Центр дополнительного образования. С сентября 2011 года по июнь 2015 года было разработано и успешно реализовано около 50 программ дополнительного профессионального образования. Многие и сегодня реализуются в филиале МАГУ. С 2015 по 2016 год я занимала должность директора Кольского филиала ПетрГУ.
Сегодня я, как вы знаете, продолжаю свою деятельность в МАГУ в Апатитах в качестве заведующей кафедрой Экономики, управления и социологии и читаю лекции. Еще я вернулась к более активной научной работе в Центре гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН.
Вы сказали, что преподаете уже примерно 20 лет. Неужели все это время вас ни разу не покидало вдохновение?
Знаете, я вот сейчас рассказываю вам о своей трудовой деятельности, и сама понимаю, что до какого-то момента у меня была очень активная жизнь. А потом работа превратилась в рутину.
Много студентов, большая учебная нагрузка, мы «колесим» по региону и читаем лекции в разных городах на разных учебных площадках нашего вуза... Ну а что дальше? Я решила — пора что-то менять. И серьезно задумалась о докторской диссертации.
О чем была ваша работа?
Мне нужно было понять, как можно соединить профессию экономиста и опыт преподавания в вузе? Решение было найдено — экономика знаний!
А что это?
В современной экономике знание обеспечивает экономическое развитие страны, регионов и предприятий. Но для того, чтобы знание превратилось в фактор экономического роста, необходимо создание определенных институтов, инструментов и прочего. А самое главное — это создание инновационной системы, которая призвана обеспечивать воспроизводство и реализацию знания. Один из важнейших элементов такой системы — это образование. В моей работе мне помогали студенты: собирали статистический материал, делали расчеты. В результате нам удалось рассчитать показатель «индекса знаний» для всех регионов нашей страны.
Трудно было выполнить эту задачу?
Да. Мне пришлось пожертвовать частично работой, общением с друзьями и родными и полностью уйти в работу над диссертацией. В июне 2013 года я защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему «Формирование региональной инновационной подсистемы: теория, методология, практика» по специальности Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).
Как бы там ни было, наука меня очень увлекает, и я думаю, что мне очень повезло, потому что моя работа доставляет мне удовольствие!
Я стараюсь не пропускать интересных мероприятий, принимаю участие в работе различных круглых столов, междисциплинарных научных семинаров, научных конференций и форумов, а еще я — автор более 100 научных трудов. Кроме того, я занимаю пост заместителя председателя Общественного совета при Министерстве экономического развития Мурманской области. Можно сказать, я полностью погружена в экономику.
Чем вы еще занимаетесь сейчас, кроме экономики?
Я по-прежнему увлекаюсь горными лыжами. Искусство, разумеется: обожаю живопись, особенно — импрессионистов! И, конечно же, путешествия! У меня много друзей в разных уголках страны и мира.
Как и большинство северян, любите путешествовать в сторону южных регионов и стран? Или нет?
В мире так много интересного, мне трудно пока определить свои предпочтения. С огромным удовольствием путешествую как раз по северным странам. Это познавательно и с профессиональной точки зрения. Последнее яркое впечатление — это невероятная Исландия!
Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
Я замужем. Есть сын — он уже взрослый, самостоятельный человек. Сын не пошел по нашим стопам. Он — продукт современного общества, стал успешным менеджером.
По вашим стопам? Ваш муж — тоже ученый? Или он преподает?
Я в браке дважды, мой первый муж — ученый-геолог. Второй тоже имеет ученую степень, но посвятил себя работе в реальном секторе экономики, он работает на Кольской горно-металлургической компании в Мончегорске.
По каким принципам вы живете?
У меня есть несколько правил. Работать так, чтобы результаты моей работы были полезны человеческому сообществу.Не тратить жизнь на неприятности и обиды.
Мое жизненное кредо: «Вы не должны терять веры в человечество. Человечество — это океан; если несколько капель в океане грязны, океан не становится грязным». Великие слова Махатмы Ганди!
И напоследок: расскажите нам о планах на будущее?
Продолжать работать, конечно! Мы задумали с творческим коллективом ученых Кольского научного центра написать книгу об Арктике. Очень полезную и познавательную для студентов, молодых ученых и всех, кто любит Север!