Вопросам воспитания — особое внимание
28 апреля 2015 года кафедра педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета организовала проведение научно-практического семинара «Усиление воспитательной составляющей в образовательном процессе школы и вуза». В одной из самых больших аудиторий университета собрались преподаватели высшей школы, руководители образовательных организаций Мурманска, учителя, педагогики дополнительного образования, психологи, магистранты, аспиранты и студенты, которым близки проблемы воспитания в современных непростых условиях.
Открывая семинар, заведующая кафедрой педагогики доктор педагогических наук, профессор Н.А. Рычкова подчеркнула возрастающую роль воспитания в современной России, необходимость объединения усилий учёных и практиков в поиске наиболее эффективных, отвечающих времени путей решения непростых проблем воспитания подрастающего поколения. Отметив, что проведение подобного семинара является уже многолетней традицией кафедры педагогики, Наталья Александровна акцентировала внимание на том, что в нынешнем году он проводится в канун знаменательного события в истории нашей страны — 70-летия со дня Великой Победы советского народа над фашистской Германией.
Вряд ли найдётся в России семья, которую пощадила бы война. Для всех нас важно сберечь память о событиях Великой Отечественной войны, использовать мощнейший педагогический потенциал её истории в усилении патриотического воспитания, чувства гражданской ответственности за судьбу нашей страны, формирования высоких нравственных качеств личности современных школьников, способных быть чуткими к людям старшего поколения, сострадать, приходить на помощь.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор психолого-педагогического института кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Кузьмичёва. В частности, Татьяна Викторовна заметила, что в истории отечественной педагогики и развития образования к воспитанию было разное отношение. На известном этапе от него попытались «отказаться», «отменить» как самостоятельное направление педагогической деятельности. Но жизнь показала несостоятельность такого подхода. В современной России и профессионалы, и общественность понимают значение воспитания подрастающего поколения, пытаются найти ответы на вызовы времени. И данный семинар призван также обсудить актуальные вопросы воспитания, предложить своё видение положения дел в воспитании дошкольников, школьников, студенческой молодёжи. Татьяна Викторовна пожелала успешной работы участникам научно-практического семинара.
С докладом о духовно-нравственных основах воспитания в современной России выступил Почётный работник высшего профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент А.П. Авдеев. Как всегда, ярко, образно, эмоционально, вызвав волнение и отклик в слушателях, Алексей Петрович говорил о том, что волнует его как исследователя, педагога, отца, дедушку, гражданина. Он говорил о непреходящих ценностях. О любви к матери, к отчему дому, верности своей малой и великой Родине, готовности отдать жизнь за «други своя», как исстари говорили на Руси.
Не мог докладчик не остановиться на проблеме привлечения к вопросам воспитания истории Великой Отечественной войны. Известно выражение «война — продолжение политики иными средствами». К ним, по мнению докладчика, прибегают тогда, когда мирные средства, которые предлагает педагогика и психология, уже не помогают, не срабатывают. И тогда — смерть, кровь, страдание... Во избежание этого пути важно понимать ценность самой человеческой жизни. Беречь своих близких, память о предках, беречь, наконец, себя и друг друга в наши непростые дни призвал в заключение своего выступления Алексей Петрович Авдеев.
Доктор педагогических наук, профессор Д.Г. Левитес посвятил свой доклад новым ориентирам образования. Значительное внимание в нём Дмитрий Григорьевич уделил характеристике предпосылок перехода к новым стандартам образования, среди которых и социальные перемены, и изменения самого ребёнка, с которым работает педагог, взаимодействуют родители, образовательные организации, и изменения в самой системе образования.
Раскрывая их, Дмитрий Григорьевич не смог, как и другие, обойти тему гражданского воспитания. Он остановился на сегодняшней трактовке некоторых его аспектов. В частности, речь зашла о гражданской идентичности и её формировании. Очевидно, что некоторые из положений современных исследователей требуют критического восприятия, о чём сказал профессор Д.Г. Левитес, но не учитывать их в своей работе мы не можем.
Особенности управления методической работой в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС были представлены в докладе педагога 9-й гимназии г. Мурманска О.А. Игониной, подготовленном под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Л.Д. Рогозиной.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики И.И. Игнатович свой доклад на пленарном заседании научно-практического семинара посвятила анализу современных моделей опережающего образования.
Затем работа научно-практического семинара продолжилась по секциям.