Лекция-презентация «Историческая живопись Николая Рериха»
15 марта в читальном зале научной и учебной литературы Мурманского арктического государственного университета состоялась лекция-презентация «Историческая живопись Николая Рериха», подготовленная председателем культурно-просветительской организации «Мурманское Рериховское общество» Алевтиной Анатольевной Самсыкой.
На встрече присутствовали студенты ФИиС. К мероприятию была подготовлена выставка репродукций картин Николая Рериха, художественных альбомов, литературы.
Николай Рерих с молодых лет увлечённо занимался археологией, раскопками курганов. Особенно привлекали его памятники каменного века, по которым он стремился понять характер представлений и повседневной жизни людей в глубокой древности.
Он выступал с сообщениями в Императорском русском археологическом обществе о результатах своих раскопок. Николай Константинович стал одним из видных археологов своего времени, участником международных конференций и автором книг, посвящённым вопросам археологии; составил большую коллекцию каменного века.
Рерих-историк и археолог был убежден, что наука по-настоящему еще не приблизилась к раскрытию тайн древнейших эпох человеческой истории, что даже классификация основных периодов древней истории весьма условна и приблизительна.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, Рерих, художник, юрист, историк и археолог, стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы» русского исторического прошлого.
Кроме того, среди археологических изысканий Николая Константиновича важное место занимают проведенные им исследования в странах Скандинавии, Франции, Швейцарии. Рерих также обращался к изучению культуры азиатских стран. Все это отражалось в живописи художника.
На полотнах живописца оживают старые легенды, всплывают образы древней старины, гремят доспехами воины, возносятся в своем величии полководцы и государственные деятели. Все это зачастую представлено аллегорически, с элементами глубокого символизма, то буйством красок неистовой экспрессии, то мягкими пастельными тонами.
Уникальная живопись Рериха вызвала живой интерес у студентов, о чем свидетельствовали их многочисленные вопросы.