Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Что нужно знать о коррупции

  • 6 декабря 2018
  • 4763

Подарок или взятка

Довольно часто возникает вопрос, можно ли гражданам дарить подарки государственным и муниципальным служащим, работникам медицинских и образовательных учреждений.

Как же отличить подарок от взятки? Основным критерием является мотив, по которому гражданами указанным лицам передаются такие ценности.

Согласно статье 572 Гражданского кодекса России, дарение происходит безвозмездно, то есть без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого.

Если же передача ценности связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя, то это не является дарением и может быть расценено как передача взятки, за что установлена уголовная ответственность.

Необходимо иметь в виду, что для наличия состава преступления неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.

Кроме того, дарение разрешено не во всех случаях. Так, в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в следующих случаях:

  • от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
  • работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
  •  лицам, замещающим государственные должности России, государственные должности субъектов России, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Меры по противодействию коррупции

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

Конвенция стала важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».

Противодействие коррупции является предметом пристального внимания президента России и Генеральной прокуратуры РФ. В связи с этим в России принят ряд правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции: ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», внесены изменения в федеральные законы, регулирующие прохождение государственной и муниципальной службы.

Для органов прокуратуры противодействие коррупции уже давно является одним из приоритетных направлений деятельности.

При этом предупреждение коррупции является также одним из направлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Данное положение прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Понятие коррупции определено как:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение указанных выше деяний, от имени или в интересах юридического лица.

В свою очередь противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Под коррупцией обычно понимают злоупотребление служебным положением и полномочиями, дачу взятки, получение взятки, коммерческий подкуп.

Статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки, а статьей 291 Уголовного кодекса РФ — за дачу взятки.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Ежедневно мы читаем и слышим про все новые случаи коррупции на рабочих местах во многих областях и сферах жизни общества и государства, особенно это относится к деятельности различных организаций и государственных органов, поэтому нарушения в сфере коррупции широко распространены, требуют вмешательства прокуратуры и общества в целом. Просим о каждом известном факте проявления коррупции сообщать в прокуратуру Октябрьского округа Мурманска по адресу: Мурманск, ул. Октябрьская, 1/1.

С 1 января 2018 года сведения о коррупционерах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия, включаются в специальный реестр

Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 132-ФЗ Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен новой статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», которой установлено, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Указанный реестр подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в интернете.

Порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из указанного реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе в области государственной службы будет определяться Правительством России.

В этой связи соответствующие изменения внесены в ряд законодательных актов, в числе которых Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в Трудовой кодекс РФ.

Поделитесь ссылкой