Набирает обороты сотрудничество преподавателей МАГУ с коллегами из Норвегии
В Арктическом университете Норвегии (кампус Альта) состоялся международный семинар «Сензитивная педагогика Норвегии и России в условиях арктического разнообразия: педагогический диалог», который стал возможен благодаря гранту, выделенному фондом Баренц Плюс.
В семинаре приняли участие преподаватели и обучающиеся Мурманского арктического государственного университета и Арктического университета Норвегии (кампус Альта). Российскую сторону представляли кандидат педагогических наук, доцент, директор психолого-педагогического института МАГУ Татьяна Кузьмичева (руководитель делегации), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии Юлия Афонькина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Валерий Черник, специалист отдела международного сотрудничества Михаил Уксусов, а также магистранты ППИ Екатерина Никифорова, учитель-логопед мурманского Центра психолого-педагогической и социальной помощи, и Илона Шемякина, педагог-психолог ДОУ Мурманска № 122.
Целью семинара был обмен опытом, обсуждение и проектирование межкультурных моделей педагогического диалога, реализующих принцип поддержки разнообразия в образовании Арктики.
Значительная часть семинара была посвящена обсуждению подходов и практик учета разнообразия в образовании Норвегии и России. Особое внимание специалисты уделили трактовке самого понятия «сензитивная педагогика». Анализ эмпирических материалов показал многоплановость понимания этого нового для российской психолого-педагогической науки термина.
В ходе свободной дискуссии участники семинара высказывали суждения о концепте и областях проявления сензитивной педагогики, а также о том, как педагоги реагируют на поведение детей, других участников образовательных отношений в контексте идей сензитивной педагогики, о факторах и условиях, от которых может зависеть их взаимодействие. В частности, профессор Вернер Бигель из Берлина обратил внимание на социально-политический аспект учёта разнообразия в деятельности педагогов. В свою очередь, профессор Герберт Зогловек акцентировал внимание на разнообразии детской природы.
Обсуждение сходства и различия сложившегося опыта педагогической работы по поддержке индивидуального развития детей Норвегии и России, учитывающей особенности культуры, здоровья, социальных ситуаций, личных потребностей и возможностей детского населения Арктики, вызвало появление идеи новых проектов.
Международный координатор, проектный менеджер Баренц Плюс Арктического Университета Норвегии — Университет Тромсе Наталья Кононова положительно отозвалась об опыте сотрудничества в сфере исследования проблем образования, который накоплен преподавателями ППИ и их коллегами из Арктического Университета Норвегии.
Одним из результатов такого сотрудничества стала совместная статья, написанная Валерием Черником, Юлией Афонькиной, Татьяной Кузьмичевой, Еленой Мерзляковой, Кирштен Штайн, Анне Рейнертсен и опубликованная в США в журнале Qualitative Inquiry. Статья была проиндексирована в базе данных Web of Science как раз в день прибытия делегации из Мурманска в Альту. Это можно рассматривать как своего рода положительный знак для успешного продолжения сотрудничества.
Кроме научных проблем участники семинара обсудили возможность создания тематической сети и международных общих курсов арктической направленности для обучающихся бакалавриата и магистратуры. По мнению представителей делегации из Мурманска, это особенно актуально в связи с планирующимся открытием новой магистерской программы «Инновации в образовании». Особую актуальность приобретают курсы по выбору «Сравнительная педагогика стран Арктики» и «Инновации в образовательных системах Арктического региона». Предложения об их совместном ведении норвежские коллеги одобрили.
В заключение ещё раз подчеркнём, что проведение международного семинара стало возможным благодаря поддержке фонда Баренц Плюс. Цели и задачи проекта, который получил его грант, выполнены полностью. Сделан также существенный задел для будущих проектов.