Учёные из МАГУ рассчитают риски для инфраструктуры в Арктике
В этом году учёные из Мурманского арктического государственного университета будут изучать и анализировать риски проявления опасных природных и техногенных явлений, которым подвергаются береговые зоны Арктики. Работы по проекту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) «Фундаментальные взаимосвязи и воздействие природных и техногенных рисков на арктические береговые эко-социо-экономические системы» под руководством ведущего научного сотрудника Информационно-аналитического центра МАГУ д.экон.н Георгия Гививича Гогоберидзе уже начались.
Проект крайне актуален не только с научной, но и с экономической точки зрения, ведь основная хозяйственная деятельность в Арктике связана именно с морскими берегами. И для того, чтобы все хозяйственные задачи выполнялись, необходима инфраструктура, причем вблизи или непосредственно на побережье. А риски при строительстве и эксплуатации сооружений инфраструктуры, да и жизни человека в целом на арктических берегах колоссальны и несравнимы с теми, которые существуют в береговых зонах более «теплых» морей, отмечают исследователи.
«Россия ежегодно теряет около 11 квадратных километров площади за счет того, что арктические берега размывает вследствие природных явлений. К этому нужно добавить риски усиливающейся антропогенной нагрузки: увеличение трафика судов, строительство предприятий (например, производства СПГ), рост портовых мощностей и т.д. Учитывая высочайшую уязвимость арктической экосистемы, даже малый выброс на предприятии и незначительная авария судна с утечкой топлива может привести к колоссальным последствиям — намного более критическим, чем в южных регионах», — подчеркивает Георгий Гививич.
Работы по гранту будут вестись в течение трёх лет. На данном этапе участие в разработке принимают, помимо представителей МАГУ, учёные из Санкт-Петербургского госуниверситета. Впоследствии круг исполнителей будет расширяться. Конечная цель — разработать модель рисков арктического природопользования в береговой зоне АЗРФ на основе взаимосвязей природных и техногенных рисков. Это поможет предприятиям рассчитать риски и выгоду при принятии решения о том, где размещать инфраструктурные объекты и как минимизировать ущерб в случае проявления природных и антропогенных катастроф. При этом ученые планируют рассчитывать не только саму вероятность катастрофы, но и то, какой экономический ущерб возможен при неблагоприятном сочетании факторов.
Нынешняя напряженная эпидемиологическая ситуация в мире, безусловно, накладывает отпечаток на ход исследования. По словам руководителя проекта, соблюдение режима самоизоляции способствует более качественной работе над разработкой методик и статьями — но есть и «минусы».
«Для реализации этого проекта главное место занимают не полевые исследования, а информация, которую необходимо обрабатывать и анализировать, и в этом смысле режим самоизоляции идет только во благо: меньше отвлекающих факторов. С другой стороны, идеями и результатами нужно обмениваться с коллегами, «апробировать» их в общении и представлении среди других специалистов, т.е. нужно общаться. А это делать в нынешних условиях чрезвычайно неудобно», — делится руководитель проекта.