Мурманская область: Об исторических реконструкциях из первых уст
«Военно-историческая реконструкция, при этом независимо от реконструируемой эпохи, позволяет зрителю прикоснуться фактически к живой истории», — считает заместитель руководителя группы военно исторической реконструкции «Титовский гарнизон», студент 5-го курса СГИ Мурманского арктического государственного университета, историк Данил Дробот.
Изучение истории — важный элемент самопознания как общества в целом, так и конкретной личности. О важности приобретения знаний о прошлом много сказано, и все это, безусловно, правильно. Но, историю можно осваивать по-разному. О необычном и увлекательном способе ее изучения мы поговорили с заместителем руководителя группы военно исторической реконструкции «Титовский гарнизон», членом регионального отделения Российского военно-исторического общества в Мурманской области Данилом Дроботом.
— Как вы пришли к реконструкции?
— С военно-исторической реконструкцией я познакомился в 2009 году в интернете, а уже с 2011 года стал членом МРОО ВИК «Заполярный рубеж». И с тех пор я продолжаю этим заниматься по сей день.
— С чего обычно начинается реконструкция боя?
— Сама подготовка начинается задолго до самого мероприятия. Это около 3-4 месяцев. Определяется ключевой сюжет, который основан на событиях времен Великой Отечественной войны, а также прописывается сценарий. Используются мемуары участников событий, а также сюжеты из исторических документов. Сценарий подготавливается до мероприятия и в нем прописывается все до самых мелких подробностей.
— Как идёт набор участников, откуда берется реквизит, оружие и форма?
— Все участники — это члены военно-исторических клубов. К примеру, в Мурманской области два таких клуба по ВОВ: МРОО ВИК «Заполярный рубеж» и СОО МАГУ ГВИР «Титовский гарнизон». Все предметы покупаются за свой счет. Униформа в основном копийная и шьется на заказ в специальных магазинах. Сегодня эта сфера очень хорошо представлена на рынке. Оружие, а вернее макет, — это деактивированные на заводе образцы времен ВОВ в соответствии с законодательством РФ. Каждый макет имеет соответствующие документы.
— Вы помните свое первое сражение?
— Да, это была первая военно-историческая реконструкция боя в Долине Славы. Тогда я еще был недостаточно качественно собран на бойца Красной Армии и был определен в расчет пулемета «Максим».
— А что значит «быть собранным на бойца Красной Армии»?
— «Быть собранным…» — это значит иметь все, что полагалось бойцу РККА на начало и середину войны. Если говорить в цифрах, то комплект на стрелка РККА на начало войны выйдет где-то около 100 тыс. руб., а то и больше. На середину войны уже в разы дешевле.
— Расскажите, какие самые яркие моменты вам запомнились?
— Уже столько времени прошло, что особо ярких моментов и не вспомнить. Наверное, это знакомство с людьми, которым не безразлична военная история.
— Я видела у вас медицинские инструменты, которые использовались для оказания медицинской помощи при ранении, они настоящие?
— Да, они настоящие. Это личная коллекция, которую я собираю с 2015 года. В основе лежат оригинальные предметы военно-санитарного управления Красной Армии.
— Как вы считаете, почему реконструкция боя является важным мероприятием? Каково ее значение для молодежи?
— Военно-историческая реконструкция, при этом независимо от реконструируемой эпохи, позволяет зрителю прикоснуться фактически к живой истории. Ведь многие предметы, которые используются, — это оригиналы тех лет. Устаревший формат музеев, где ты можешь только смотреть через витрину, утерял свою актуальность. Современное поколение больше предпочитает интерактивные формы взаимодействия. Где ты пришел, подержал в руках, задал интересующие вопросы и ушел с новой информацией в своем интеллектуальном багаже.