Представители Психолого-педагогического института обсудили вопросы развития системы дополнительного образования
29 августа в Мурманском областном центре дополнительного образования «Лапландия» по инициативе его директора Сергея Валентиновича Кулакова состоялась встреча с Сергеем Геннадьевичем Косарецким, директором Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Высшей школы экономики.
В обсуждении вопросов развития отечественной и региональной систем дополнительного образования детей приняли участие заведующий кафедрой педагогики Валерий Эдуардович Черник, заведующий кафедрой психологии Ирина Алексеевна Синкевич и аспирант кафедры педагогики Артем Алексеевич Пунанцев.
В ходе встречи представители МАГУ рассказали о специфике подготовки кадров, в том числе и для системы дополнительного образования Мурманской области, а также о направлениях научно-методического обеспечения деятельности в данной сфере.
Коллеги обсудили подготовку будущих педагогов к вожатской работе и согласились, что в данной сфере имеются проблемы. В этой связи важно совершенствовать практику подготовки организаторов детского досуга, знакомить их с лучшими практиками, наработками, имеющимися в психолого-педагогической науке. В частности, идеями И.П. Иванова, А.Н. Лутошкина, Л. И. Уманского, С.А. Шмакова и других о методике формирования коллектива, работы с ним, организации досугового пространства детей. Важно не только приобщиться к этим идеям, но также получить больший опыт работы с детьми. Участники встречи поговорили о положительном опыте непрерывной педагогической практики, которую когда-то проходили все студенты педвузов с первого по выпускной курс.
Зав. кафедрой психологии Ирина Алексеевна Синкевич акцентировала внимание на проблеме психологического благополучия современных детей, правильно выбранной тактики сопровождения одарённых детей в системе общего и дополнительного образования.
С. Г. Косарецкий представил информацию о работе Центра общего и дополнительного образования, а также Института образования НИУ ВШЭ в целом. Педагоги подробно обсудили проблему образовательного неравенства, подходы к формированию специальных условий для обучающихся, относящихся к социально уязвимым категориям населения. В качестве важного этапа исследования неравенства в образовании представитель ВШЭ выделил контекстуализацию образовательных результатов — выявление связи различий результатов в разных школах с различиями характеристик среды, в которой школы функционируют.
«Особенно интересен в этом вопросе феномен резильентных школ, которые достигают высоких результатов фактически вопреки существующим сложным социальным условиям. Ключевую роль в обеспечении успешности образовательных результатов играет стратегия высоких ожиданий. Придерживаясь ее, школьные администрации и педагогические коллективы в тесном взаимодействии с родителями предпринимают значительные усилия в отношении учащихся, что в конечном итоге и дает положительный эффект», — отметил Сергей Косарецкий.
Столичный гость проявил интерес к предварительным результатам исследования Артема Алексеевича Пунанцева «Инструментально-технологический аспект изучения уровней доступности качественного общего образования». Возможно, некоторые из них можно будет применить и к системе дополнительного образования.
Участники встречи пришли к идее сотрудничества, объединения усилий для решения обозначенных в ходе диалога проблем, которые могут стать для каждой стороны точками дальнейшего роста во благо отечественного образования.