Студенты МАГУ рассказали о современных культурных индустриях Кольского Севера
31 октября прошла Всероссийская студенческая конференция «Культурные индустрии Санкт-Петербурга в контексте устойчивого развития Евразийского Севера».
Конференция была организована в дистанционном формате Институтом философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Институтом креативных индустрий и предпринимательства Мурманского арктического государственного университета, кафедрой культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Якутия) и Российским государственным университетом им. А.Н. Косыгина (Москва)
Участники конференции обсудили проблемы и современные перспективы развития культурных индустрий в условиях новых глобальных вызовов XXI века, переоценок культурного наследия и исторической памяти.
Организатор конференции — доктор соц. наук, проф. РГПУ им. А.И. Герцена Марина Леонидовна Магидович отметила актуальность изучения культурных индустрий.
«Сегодня в конференции участвуют студенты бакалавриата и магистратуры, разных направлений подготовки (культурологи, дизайнеры, туристы), но всех объединяет общая тема. Большую благодарность выражаю коллегам из Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска за внимание к нашей конференции и замечательные доклады», — выступила с приветственным словом Марина Леонидовна.
По словам зав. кафедрой искусств и дизайна Елены Юрьевны Терещенко, сотрудничество в сфере культурных индустрий Мурманска и Санкт-Петербурга началось в 2012 году, когда под руководством доктора искусствоведения Л.М. Мосоловой был реализован научно-исследовательский проект «Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы обновления, современные практики».
С тех пор культурные и креативные индустрии стали ведущей научной темой кафедры и всего института. Данная тема открыла неисчерпаемые возможности для творчества, для реализации проектов в области дизайна, туризма, современного искусства.
Елена Рудольфовна Стаценко, руководитель круглого стола «Дизайн Кольского Севера»: «Рада, что данное направление является общей темой для разных регионов и городов. И доклады наших студентов выглядят очень достойно. Обширная тематика (инклюзивный дизайн, индустрия комиксов, оформление Красной книги, неоязычество и др.) показывает спектр интересов студентов и профессионализм научных руководителей».
Ксения Трубникова, магистрант направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Историческое образование»: «Современные культурные индустрии подвержены влиянию различных постмодернистских концепций, одной из которых можно назвать неоязычество — практика создания материальной и духовной культуры с опорой на элементы древних верований, отвечающая запросам современности. Неоязыческие сообщества являются организаторами различных проектов — лекций, семинаров, фестивалей, а значит, могут по праву называться производителями культурных индустрий. К сожалению, некоторые образы, воспринимающиеся как аутентичные, такими не являются. Смещение фокуса внимания на подлинную историю с альтернативной могло бы значительно обогатить содержание современных культурных индустрий севера».
Анастасия Барсукова, магистрант направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Художественное образование и медиадизайн»: «Тема моего доклада «Социально-педагогические и творческие аспекты индустрии комиксов». Комиксы являются самостоятельным и часто недооцениваемым способом передачи информации и эмоционального воздействия на читателя, имеющим собственную историю формирования, развития и существования. Комикс-индустрия обладает обширным и недостаточно раскрытым в России потенциалом в творческих и социально-педагогических аспектах науки и жизни. Сами комиксы обладают необходимыми средствами, чтобы донести до читателя информацию легким и доступным для понимания и запоминания языком. Обладая необходимыми знаниями о создании комиксов, представляется возможным создание комикса любой направленности и жанра в разнообразных формах исполнения. Все это раскрывает потенциал комиксов как универсального средства адаптации и передачи информации для самых разных читателей».