В МАГУ состоялась международная научно-практическая конференция «Алексей Иванович Пискунов: Слово об Учителе»
На базе Мурманского арктического государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Алексей Иванович Пискунов: Слово об Учителе». Она была посвящена столетию со дня рождения Алексея Ивановича Пискунова (1921 — 2005), доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Российской академии образования. Его вклад в разработку методологии педагогических исследований, исследований в области истории и сравнительной педагогики, проблем педагогического образования трудно переоценить.
Его усилиями в самом конце 50-х годов прошлого века была создана лаборатория совершенствования педагогического образования при МГПИ имени В.И. Ленина. Многие десятилетия, будучи сначала заместителем, а затем директором института теории и истории педагогики (впоследствии институт общей педагогики) Академии педагогических наук СССР, заведующим кафедрой педагогики главного педагогического вуза СССР — МГПИ имени В.И. Ленина — А.И. Пискунов влиял на подготовку учителей в стране.
К его мнению прислушивались, с его позицией считались далеко за пределами России. Многие шли к нему за советом, хотели узнать о его понимании всего того, что происходило в педагогической науке и что ждёт в обновляющейся образовательной практике.
Конференция началась 12.00, как традиционно многие десятилетия ученики, коллеги, друзья Алексея Ивановича собирались в его доме, вмешавшем, казалось, неисчислимое количество людей, среди которых одновременно были и министры, и профессора, и академики, и начинающие путь в науку аспиранты, и приехавшие зарубежные гости.
На онлайн-встречу и в этот раз собрались из разных частей света те, кому памятно и дорого имя Алексея Ивановича Пискунова, его идеи, отношение к делу, которому он служил многие десятилетия.
Участниками заинтересованного, профессионального и открытого разговора о положении дел в педагогической науке, образовании стали представители не только организаций высшего образования в России, начиная от Южно-Сахалинска до Мурманска, научно-исследовательских институтов Российской Федерации, а также ученые из Японии, Казахстана, Польши, США.
Доктор педагогических наук, профессор МПГУ (Москва, Россия), в прошлом аспирант Пискунова Алексей Николаевич Рыжов, рассказал о детстве и юности Алексея Ивановича Пискунова, о том, как начинался его путь в науку, привел интересные, порой малоизвестные факты его биографии.
Владимир Игоревич Блинов, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС в своём выступлении отметил, что прошло уже более тридцати лет с тех пор, когда Алексей Иванович Пискунов начал разговор с ним, совсем молодым аспирантом о самом важном понятии в педагогике — о воспитании.
Тогда, в эпоху социальных потрясений многие предпочитали не говорить о воспитании, но учитель настаивал. И оказался прав. Через тридцать лет воспитание вновь обрело статус самого сложного и востребованного педагогического феномена. И хотя воспитание считается одним из наиболее изученных педагогических феноменов, практика показывает, что всё не совсем так просто. И сегодня мы снова вышли на некий смысловой виток, вошли в новое пространство понимания феномена воспитания.
Докладчик обратил внимание присутствующих, что в истории педагогики и образования обучение и воспитание рассматривались неразрывно. В частности, И. Ф. Гербарт, столь почитаемый А. И. Пискуновым, считал, что основным средством воспитания всегда является обучение, поскольку основной процесс, который сопровождает воспитание — это развитие человека.
И обучение — это очень удачный инструмент развития умственных и физических сил, эстетических чувств. Самый простой способ воспитать человека это организовать его познавательную, эстетическую, трудовую деятельность. Организовать деятельность таким образом, чтобы складывались определенные отношения, проявлялось конструктивное поведение человека.
Яков Семенович Турбовской, доктор педагогических наук, профессор, советник директора по научной этике Института стратегии развития образования Российской академии образования, вице-президент Академии гуманитарных дисциплин (г. Москва, Россия) в своём выступлении вспомнил многие эпизоды общения с Алексеем Ивановичем Пискуновым, которого многие считали весьма непростым человеком.
При этом многие удивлялись его принципиальности, порой нескрываемой, хотя, как удивлялся один статусный человек, «за ним, образно говоря, никого нет. И кроме самого себя ему не на что и не на кого опереться». По мнению Якова Семёновича, источником этой уверенности и принципиальности была впитанная отечественная и мировая культура, профессионализм А.И. Пискунова.
Однажды один из академиков, слушавший выступление А.И. Пискунова, воскликнул: «Хотел бы я столько знать, сколько вы!». На это не один десяток лет знавшие Алексея Ивановича коллеги заметили: «Так провел бы столько времени в библиотеках, как Пискунов, знал бы».
Игорь Станиславович Сергеев, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций федерального института развития образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва, Россия, посвятил своё выступление теме «Научная школа академика А. И. Пискунова и пути российской педагогики».
При этом под «научной школой академика А. И. Пискунова», как заметил Игорь Станиславович, понимается не его историко-педагогическая школа (влияние которой на развитие российской и мировой педагогической науки несомненно, но, по-видимому, ещё ждёт своего особого изучения), а скорее общеметодологическая платформа. Тем более, что под научным руководством Алексея Ивановича были защищены диссертации не только по истории педагогики, но и по другим направлениям педагогической науки, в рамках научной специальности.
Не секрет, что как научный руководитель А. И. Пискунов был достаточно жёстким человеком. Помимо содержательного общения с аспирантами и докторантами, связанного с проблематикой их исследований, он осуществлял своего рода «научное воспитание». Оно, по мнению докладчика, заключалось в обозначении определённого комплекса принципов, которым должна следовать любая научная работа в педагогике, в постоянном контроле за тем, насколько тщательно соискатель научной степени им следует. При этом, как заметил И.С. Сергеев, центральной ценностью для академика А. И. Пискунова — и как для исследователя, и как для научного руководителя — была дисциплина ума.
Масанао Такэда, доктор педагогических наук, профессор, почетный профессор Хоккайдского университета, иностранный член Российской академии образования, Президент Общества «Япония — страны Евразии» (ОЯСЕ) всей Японии и Президент ОЯСЕ отделения г. Саппоро, (г. Саппоро, Япония), знавший А.И. Пискунова с 1963 года, рассказал о своём общении с ним и оказанном влиянии.
«Я очень многому научился у Алексея Ивановича, — подчеркнул М. Такэда. — Он всегда думал в первую очередь о развитии детей, учеников, студентов».
Под влиянием общения с А. И. Пискуновым в декабре 1964 года в 23-м номере выходившего в Токио журнале «Советская педагогика» на японском языке была опубликована статья Масанао Такэда. В ней он написал, что образование — это «совместный процесс, совместное творчество учителя и ученика», что суть образования — «учиться вместе и вместе расти».
Такая концепция образования была заложена в программу обучения в университетах, готовящих сотрудников для предприятий малого и среднего бизнеса. Эту программу развивает созданный в 1969 году и объединяющий сегодня 50000 человек Всеяпонский Союз руководителей компаний малого и среднего бизнеса.
«Я считаю Алексея Ивановича Пискунова пионером концепции образования как совместного развития», — подчеркнул Масанао Такэда.
О международном значении и актуальности идей академика А.И. Пискунова говорил также Стефан Лашин, доктор педагогических наук, профессор, эксперт в области образования (г. Нью-Йорк, США). В прошлом он руководил кафедрой начального образования в педагогическом университете г. Ольштын (Польша), был докторантом А.И. Пискунова.
В частности, С. Лашин обратил внимание на то, что академик Пискунов был сторонником тщательной и всесторонней подготовки учителей. Он считал, что учитель должен быть готов действовать как преподаватель, воспитатель и общественный деятель, особенно в сельской местности. Что касается школы, то учитель должен быть подготовлен к ведению уроков и внеклассных занятий с детьми. Учитель должен быть лидером в своем сообществе.
Елена Ивановна Бурдина, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии Педагогических Наук Казахстана, и.о. заведующего кафедрой «Психология и педагогика» НАО «Торайгыров университет» (г. Павлодар, Республика Казахстан), обратила внимание на бескомпромиссную научную и гражданскую позицию академика Пискунова при отстаивании интересов отечественного педагогического образования.
«Я хорошо помню, — сказала Е.И. Бурдина, — как на одном из заседаний учёного совета МГПИ имени Владимира Ильича Ленина Алексей Иванович выступал с докладом о подготовке учителя. Один из любителей начавшейся тогда в СССР «перестройки» высказал требование: «Нужно ориентироваться на Запад, внедрить в образование «мировые стандарты». На это глубоко и блестяще знавший особенности педагогического образования в зарубежных странах, академик Пискунов сказал, что мы готовим учителей для своей страны, а не для Запада».
Эта мысль, которую А.И. Пискунов неуклонно отстаивал, в том числе и на страницах журнала «Советская педагогика» (впоследствии «Педагогика»), не утратила своей актуальности, а, может, даже стала ещё более значимой в контексте поиска национальной идеи, решения задач российской гражданской идентичности. Это важно и для решения вопросов в Казахстане, где, к сожалению, нормативно-правовая база образования, как правило, апеллирует к международным стандартам, словно вся молодежь Казахстана готовится покинуть Родину и работать на Западе. Да, надо идти в ногу со временем, а в образовании лучше на опережение, но отрекаться от своих явных преимуществ, в том числе и советской педагогики всё-таки не следует.
Человеческой многомерности Алексея Ивановича Пискунова посвятил своё выступление Михаил Владимирович Кларин, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Россия.
Он, в частности, отметил, что «ключевой ценностью для Алексея Ивановича была компетентность. К её отсутствию он относился с заметной досадой и негодованием. Нередкую для гуманитарных наук того времени надуманность он подмечал и отвергал; если исследовательский тезис подменялся идеологической оценкой, от него можно было услышать: «А вот это уже от лукавого». Его ученики проходили школу дисциплины мысли. Внутреннюю дисциплину он уважал, требовательно ожидал от других. Это было измерение профессионализма.
«Приходя к Алексею Ивановичу, испытывал трепет Ученика Чародея. С моей семейной и аспирантской родословной я жил с ощущением внутренней высокой планки. Как и мой отец, такой внутренний критерий поддерживал и Алексей Иванович. Мне полагалось сочетать научный анализ с соблюдением рамок и границ, не провоцировать уколы и удары. Алексей Иванович соблюдал требования того времени, однако без стремления демонстрировать идеологическое усердие. Он стремился организовать исследования, в которых важно было содержание, а не идеологические оценки. Интеллектуальная требовательность, взыскательность были свойственны ему повседневно: понятие, употреблённое непродуманно, не к месту, вызывало у него возмущение. В его суждениях прослеживался внутренний ориентир чести, который связывал его с традицией русской интеллигенции, проявлялся и за пределами исследований. Например, он не придерживался антисемитской линии, которую иногда искренне, а чаще из осторожности проводили многие руководители. Такие проявления человеческой ограниченности, как национализм, шовинизм, были ему органически чужды. Это было еще одно измерение — измерение чести. Алексей Иванович многих вывел «в люди», многим помог. В его доме приход гостей или посетителей был привычным и частым. Каждый наш разговор у него дома прерывался звонками по телефону и в дверь, приходили и приезжали из других городов его ученики — бывшие, текущие или будущие. И всё же он знал, что его резкость делает своё: немало людей относились к нему с опаской или с затаённой обидой, хотя уважали все. Его это терзало. Однажды в застолье он стал говорить, что его мало любят… И тогда он сказал: «Хочу, чтобы на моей могиле написали: Он был хороший…». Это было особое измерение ранимости, о котором немногие могли бы даже догадаться. Сейчас, когда я думаю об Алексее Ивановиче, в памяти всплывают ракурсы и грани его многомерной личности. Для меня центр воспоминаний — чувство благодарности к нему, к школе, которую я смог пройти благодаря ему. Фрагменты воспоминаний складываются в объёмный облик. Сквозь время я по-новому вижу измерения этого незаурядного человека. К разным людям он поворачивался разными гранями, и есть грань, на которой должны быть написаны эти слова, — пусть они будут написаны здесь. Он был хороший», — отметил Михаил Владимирович Кларин.
Татьяна Константиновна Клименко, член общественной палаты Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Забайкальского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (г. Чита, Россия), поделилась своими воспоминаниями о том, как в самом начале 1980-х годов впервые появилась на кафедре педагогики МГПИ имени В.И. Ленина.
Она уже многое знала об А.И. Пискунове, ведь к тому времени 12 доцентов кафедры педагогики Читинского педагогического института прошли школу аспирантуры кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина. Теперь с академиком Пискуновым ей довелось познакомиться лично. У него было правило: раз в две недели непременно встречаться с каждым аспирантом, независимо от того, кто у того был официальным научным руководителем, и обсуждать ход исследования, его план-проспект, основные идеи, организацию эксперимента и т. д.
Из этого общения с Алексеем Ивановичем, как призналась выступающая, она извлекла на всю последующую свою жизнь и деятельность важные уроки. Один из них — это трепетное отношение к методологии исследования. Этому он учил нас и в ходе своих занятий, которые вел для аспирантов, когда рассуждал во время дискуссий на кафедре при обсуждении различных вопросов, в ходе работы диссертационного совета, в котором Алексей Иванович был руководителем.
Александр Андреевич Орлов, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ (г. Тула, Россия), обращаясь к собравшимся заметил, что день рождения Алексея Ивановича Пискунова — это знаменательный для многих день и хороший повод вспомнить его как учёного, крупнейшего организатора педагогической науки в СССР и человека.
Первая встреча с академиком Пискуновым у выступавшего состоялась в 1970-е годы прошлого века, когда А.А. Орлов был аспирантом института общей педагогики АПН СССР. Его научным руководителем был Э.Г. Костяшкин, который в ту пору был ректором института повышения квалификации при АПН СССР.
В этой связи А.А. Орлов заметил, что система повышения квалификации тогда и сегодня — это словно небо и земля. Сегодняшняя — скорее, фикция. В те, теперь уже давние годы в ИПК АПН СССР на Большой Полянке преподаватели педагогических вузов из всех уголков Советского Союза могли не формально прослушать или «пройти» курсы, а действительно повысить квалификацию, обучаясь четыре месяца у ведущих ученых и педагогов страны.
Именно там, в хорошо знакомом многим доме на Большой Полянке А.А. Орлов впервые увидел А.И. Пискунова, который беседовал с другим академиком — Хейно Йохановичем Лийметсом из Эстонии.
«С того момента Алексей Иванович Пискунов практически постоянно был в моей жизни», — сказал Александр Андреевич, добавив, что, без сомнения, многое мог бы рассказать о нём.
Он обратил внимание не несколько деталей. Первая: академик Пискунов с присущей ему самоиронией говорил о себе: ну, какой я ученый?! Ведь нет звания «Заслуженный ученый», есть звание — «Заслуженный работник науки». И считал себя работником науки. Второе, что поражало в Алексее Ивановиче, — системность видения проблемы. Он был мыслитель, стратег. Это, в частности, наглядно проявилось в его знаменитом прощальном письме в РАО, которое зачитал тоже неординарный человек, первый министр образования постсоветской России Э.Д. Днепров.
В нем было предупреждение об опасности для академии, если не изменится этическая позиция академиков к ситуации в академии, к присвоению ученых степеней и званий.
«Прошло 15 лет, и слова, предвидение Алексея Ивановича сбылось, — полагает А.А. Орлов. — Действительно, ни сама РАО, ни педагогическая наука практически никакой роли в процессах образования, развитии отечественной системы образования не играют. Всё решают чиновники».
Юлия Иосифовна Турчанинова, кандидат педагогических наук, доцент, эксперт по вопросам образования (Хьюстон, США), начала со слов благодарности, заметив, что за многое благодарна Алексею Ивановичу Пискунову. Она поделилась своими наблюдениями за тем, с какой радостью академик Пискунов работал с молодежью, когда была организована переподготовка и повышение квалификации для педагогов всей страны.
Практически все приехавшие попадали на разговор к Алексею Ивановичу на предмет даже не консультации, а просто «поговорить за педагогику». Он приезжал на эти организуемые школы-семинары и оставался там на все две недели. Он пропускал через свой кабинет десятки людей. Из этих программ повышения квалификации вышли затем десятки остепененных людей, которых он консультировал по педагогике, истории педагогики, психологии, вопросам управления образованием. Сам он никогда «не надувал щёки», не позволял этого и другим. Было невероятным удовольствием наблюдать за нескончаемой очередью молодых, которые шли к Пискунову для разговора, разобраться и понять. Это был настоящий праздник!
Екатерина Юрьевна Ромашина, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого (г. Тула, Россия), с сожалением высказала мысль о том, что из учебных планов подготовки педагогов почти везде исключена история педагогики. Но, как говорится, приведи в порядок свою планету, и нам на факультете, где работаю я, удалось сохранить этот учебный предмет.
«Мне думается, нам удалось найти хороший прием — рассмотреть историю педагогики через историю учебников, как отечественных, так и зарубежных», — отметила она.
Приобщаясь к истории педагогики, студенты видят педагогические идеи в развитии, понимают, что великие — тоже люди. Например, что тот же К.Д. Ушинский мог совершать и методические ошибки. Или, например, поразмышлять, почему «не пошла» «Азбука» Л.Н. Толстого.
Наталья Фёдоровна Виноградова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зав. лабораторией начального общего образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Заслуженный деятель науки Российской Федерации (г. Москва, Россия), остановилась на нескольких чертах личности Алексея Ивановича Пискунова, которые притягивали к нему людей.
Его называли совестью Российской академии образования. Его выступлений всегда ждали, они вызывали интерес, были резонансными. Он любил дискутировать, размышлять, умел признавать и свою неправоту. При этом он всегда проявлял доброжелательность и искренность в общении с собеседниками. Мало кто знает, что многие годы он вместе с супругой Л. Е. Журовой анонимно помогал одной из её бывших аспиранток, которая оказалась в трудной жизненной ситуации.
Подводя итоги состоявшегося открытого, заинтересованного профессионального разговора об Алексее Ивановиче Пискунове, его взглядах и идеях, модератор конференции, руководитель рабочей группы по организации и проведению конференции, заведующий кафедрой педагогики МАГУ Валерий Эдуардович Черник обратился к мысли М.М. Бахтина, который говорил, что человека нельзя познать — с ним можно общаться.
Всем, кто принял участие в международной конференции памяти А.И. Пискунова, повезло узнать этого неординарного человека по-своему. «Сегодня мы ещё раз убедились, что наш учитель — это по-настоящему планета, влияние которой испытал каждый, кто хоть однажды встретился с Алексеем Ивановичем Пискуновым. Его сила была не только в формальном положении заведующего кафедрой педагогики ведущего педагогического вуза Советского Союза, председателя диссертационного совета, который долгие годы принято было считать № 1 в нашей стране.
Главное состояло в его кропотливой работе с диссертантами, с любым, кто нуждался в его помощи и поддержке. Он помогал нам расправить свои исследовательские плечи, сформировать исследовательскую и человеческую позицию. Его сила заключалась, образно говоря, не в том, чтобы помочь своим научным «детям» стать обладателями рыбы — искомой степени, но научить нас самих способу изготовления удочки — уметь работать в исследовательской сфере.
Не робеть перед авторитетами, не страшиться возражений и замечаний, при этом не быть косными и не терять способности слышать собеседника, аргументы оппонента, но ещё больше — время, в котором нам выпало жить. Сам Алексей Иванович в чём-то сумел опередить его. И нам предстоит ещё многое понять в нём и открыть».
Уже после конференции её участники написали в адрес организаторов:
«Спасибо за возможность прикоснуться к памяти такого большого Ученого и Учителя! У него вечные идеи, время которых непременно придёт. Оно придёт ещё и потому, что есть такие люди, которые организуют, проводят и собирают вокруг себя талантливых и неравнодушных людей», — написала Авдеева Елена Александровна, доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ПО ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения, г. Красноярск, Россия.
Ирина Игоревна Фришман, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) (г. Москва, Россия): «Сегодня почти одновременно проводятся конференции, одна из которых посвящена 100-летию со дня рождения Алексея Ивановича Пискунова, а вторая — 90-летию Сталя Анатольевича Шмакова. И я вынуждена разрываться, пытаясь одновременно быть участницей обеих конференций. Нам безумно повезло, что нашими наставниками были такие гиганты. Мы словно стоим на плечах этих выдающихся педагогов. Спасибо, что не даёте кануть в Лету идеям, делам Алексея Ивановича Пискунова!».
Константин Евгеньевич Зискин, кандидат педагогических наук, заведующий отделом центра стратегии развития образования МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия): «В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мы словно в знакомом и дорогом нам доме на Ленинском проспекте. Мы всегда ощущали, что значимы для него и Лидии Ефремовны. Конечно, Алексей Иванович живет в каждом из нас».
Организаторы международной конференции выражают искреннюю благодарность всем, кто нашел возможность принять участие в конференции, поддержал её организационно и идейно. К конференции присоединились наши коллеги из Грузии, из Уганды (Африка).
Слова особой благодарности организаторы выражают заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластёнина института педагогики и психологии МПГУ (г. Москва) доктору педагогических наук, профессору Тамаре Ивановне Березиной, поддержавшей идею международной конференции, способствовавшей участию в ней преподавателей кафедры, многие из которых учились у А.И. Пискунова, трудились рядом с ним.
26 февраля прошло заседание кафедры, посвященное юбилею А.И. Пискунова, который два десятилетия руководил кафедрой общей педагогики этого университета. На нём был показан фрагмент сохранившегося у ветерана кафедры Ф. М. Ямалетдиновой фильма, который был снят 25 лет назад, когда отмечалось 75-летие А.И. Пискунова. Создатели фильма смогли сохранить для истории лица многих соратников, коллег А.И. Пискунова, передать ту особую атмосферу доброжелательности, творчества, взаимоуважения, которая отличала кафедру общей педагогики.
Одним из главных итогов состоявшейся международной конференции стала не только возможность актуализировать идеи академика Пискунова, проанализировать современные проблемы образования и подготовки учителей сквозь призму его взглядов, но и понять силу и значение объединения единомышленников, сторонников научной школы академика Алексея Ивановича Пискунова.
По итогам международной конференции предполагается издать сборник материалов конференции.