Молодые учёные МАГУ провели исследование доступности качественного среднего профессионального образования в регионе
Сотрудники кафедры педагогики МАГУ — ассистент Артём Пунанцев и старший преподаватель Серафима Аминова — представили результаты исследования, выполненного в рамках реализации проекта «Мониторинг доступности качественного среднего профессионального образования в арктическом регионе (на примере Мурманской области)».
Проект направлен на разработку инструментов для отслеживания степени доступности качественного среднего профессионального образования (СПО) в арктическом регионе, и их апробацию в Мурманской области.
— Ситуация на рынке труда регионов Российской Арктики складывается сегодня таким образом, что у экономики этих регионов есть высокая потребность в квалифицированных специалистах среднего звена, в связи с чем особенно актуальным становится вопрос обеспечения жителей арктических территорий средним профессиональным образованием соответсвующего качества, — комментирует Артём Пунанцев. — В этом контексте важно выявлять причины, из-за которых возникают различия в качестве образования у разных групп обучающихся СПО.
По мнению молодых исследователей, при выявлении таких причин следует не только анализировать статистические данные, объективно характеризующие актуальную ситуацию с доступностью качественного СПО, но и устанавливать позицию обучающихся и их родителей в этом вопросе. С этой целью была разработана анкета: анализ ответов на её вопросы позволяет сформулировать вывод о том, насколько отличается качество образования между разными группами студентов СПО.
— В опросе приняли участие 495 человек, среди которых — обучающиеся колледжей и техникумов Мурманской области, а также родители или законные представители студентов, не достигших 18 лет, — отмечает Серафима Аминова. — Это представители таких групп специальностей, как «Образование и педагогические науки», «Науки об обществе», «Искусство и культура», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Физическая культура и спорт», «Здравоохранение и медицинские науки».
Итоги исследования позволили установить, что в ряде случаев респонденты по-разному характеризуют текущую ситуацию с доступностью качественного СПО. Так, родители несовершеннолетних студентов чаще дают положительные оценки возможностям поступления в образовательные организации, соответствию целей деятельности организации своим запросам и степени вовлеченности в процесс целеполагания, организации образовательного процесса в данном учреждении, а также готовности порекомендовать данную организацию другим потенциальным абитуриентам.
— Различия в оценках собственной готовности дать положительные рекомендации организациям, реализующим программы СПО, установлены и по признаку материального благополучия: респонденты из более обеспеченных семей чаще проявляют такую готовность по сравнению с участниками опроса, испытывающими более серьезные экономические трудности, — подчёркивает Артём.
Разработанный инструментарий мониторинга позволяет определять приоритетные направления повышения доступности качественного СПО с учётом мнения участников образовательных отношений, что соответствует логике актуального законодательства, повышающего их роль в процессе управления системой образования.
Результаты исследования были опубликованы в статье «Доступность качественного среднего профессионального образования в арктическом регионе: оценка текущей ситуации субъектами образования» журнала «Общество: социология, психология, педагогика». Журнал включён в перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при