Психолого-педагогический конвергентор: в МАГУ открылась уникальная федеральная инновационная площадка
Психолого-педагогический институт Мурманского арктического государственного университета стал базой для федеральной инновационной площадки Инновационная образовательная платформа «Психолого-педагогический конвергентор».
Федеральные инновационные площадки (ФИП) — это экспертные сообщества, которые разрабатывают образовательные методики и программы, применяют существующие для решения нестандартных задач, а также реализуют новые подходы в управлении образованием. Статус присваивается организациям, которые занимаются модернизацией и развитием системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития России.
Темой проекта Федеральной инновационной площадки Психолого-педагогического института (ППИ) МАГУ стала разработка технологии конвергентной (от лат. convergo «сближаю») подготовки студентов к решению нетривиальных педагогических задач в их будущей профессиональной деятельности. Под конвергентной подготовкой понимается междисциплинарный подход к обучению студентов, в том числе непедагогических направлений, преподавателями и специалистами из разных предметных областей с целью формирования у будущих профессионалов культуры командной работы над проблемами в сфере образования.
С момента открытия на базе университета федеральной инновационной площадки учёные МАГУ уже приступили к изучению болевых точек и запросов региональной системы образования и на основе проведенного анализа разработали два новых учебных конвергентных курса, которые будут изучаться студентами как педагогических, так и непедагогических специальностей.
— Комплексные проблемы, возникающие в практике образовательных организаций региона, требуют комплексных решений, и далеко не всегда они могут быть решены узкопрофильными специалистами — педагогами, психологами, дефектологами и другими, — отмечает руководитель ФИП, директор Психолого-педагогического института МАГУ Татьяна Кузьмичева. — Именно поэтому для анализа и разработки новых дисциплин мы собрали команду профессионалов из разных областей, способных вместе осветить одну проблему с различных сторон. Наше тесное взаимодействие продемонстрирует студентам необходимость сотрудничества разных специалистов для решения сложных проблем, умения слышать и понимать друг друга, выстраивать горизонтальную коммуникацию.
Психолого-педагогический институт уже провёл цикл курсов повышения квалификации для педагогов образовательных организаций области, изменил содержание практики студентов и начал работу по формированию междисциплинарных команд студентов для разработки проектных решений.
Простым примером подобного запроса может быть разработка дизайна интерьера школы для учеников с ограниченными возможностями здоровья — это многоплановая задача, которая помимо эстетического решения также потребует оценку психологического и психического состояния учеников, анализ возможностей бюджета учреждения, применяемых в школе педагогических методик, технических и правовых аспектов образовательного процесса.
— В команде проекта должны будут эффективно взаимодействовать студенты-дизайнеры, психологи, дефектологи, педагоги, экономисты, юристы и обучающиеся технического профиля. Другой задачей может быть разработка стратегий по работе с детьми из семей мигрантов, из семей групп социального риска — здесь, в дополнение к педагогам и психологам, уже потребуется участие лингвистов, культурологов, соцработников, социологов, правоведов, — рассказывает Татьяна Викторовна. — В последствии студенты, получившие опыт такого взаимодействия, уже в рамках своей будущей профессиональной деятельности станут лидерами, собирающими вокруг себя команды для комплексного решения профессиональных задач на практике.
По словам Татьяны Викторовны, такой подход не только позволит в определенной мере удовлетворить запросы региональной системы образования, но и преодолеть трудности студентов, связанные с недостаточным пониманием ими практической значимости изучения отдельных дисциплин, формально напрямую не относящихся к их профессиональной сфере.
Как отмечает руководитель ФИП, подобный конвергентный подход как практический инструмент для обеспечения индивидуализации образовательного процесса является уникальной разработкой МАГУ и в данной форме на сегодняшний момент не реализуется ни в одном вузе страны. Уникальность и инновационность подхода отмечена академическим сообществом России, что нашло выход в реализации проектов Российского научного фонда, в презентациях работы вуза на ведущих академических площадках России, в публикации научных статей в ведущих научных журналах, в организации на базе МАГУ всероссийской научно-практической конференции «Образование в Арктике: от идеи к практике», а также в многочисленных победах студенческого объединения Психолого-педагогического института МАГУ на всероссийских и международных конкурсах.
Результатами проекта федеральной инновационной площадки к 2025 году станет ряд научных и научно-методических работ — учебников, статей и методических пособий, а также платформа по распространению методологии конвергентного обучения через курсы, вебинары и доступ к базе разработанных проектов.
Отбор заявок на присвоение статуса федеральной инновационной площадки проводится Министерством науки и высшего образования Российской Федерации ежегодно с 2019 года. МАГУ впервые был присвоен статус федеральной инновационной площадки по итогам конкурса 2022 года.
Также МАГУ стал инициатором реализации проекта ФИП на базе кафедры филологии и медиакоммуникаций Института лингвистики МАГУ. О площадке Института лингвистики мы расскажем в ближайшее время.