Обучение языкам в полиэтнической среде региона: в МАГУ прошел семинар с международным участием
Кафедра филологии и медиакоммуникаций Института лингвистики МАГУ вновь провела ежегодный Всероссийский научно-практический семинар с международным участием «Обучение языкам в полиэтнической среде региона».
Семинар, впервые прошедший на базе МАГУ в 2021 году по инициативе профессора кафедры Анастасии Кореневой, является международной площадкой для обсуждения научных проблем лингвокультурологии и межкультурной коммуникации и организуется с целью продвижения исследовательского и практического опыта в области языкового образования.
В этом году участники семинара представили доклады о состоянии языков коренных малочисленных народов севера и функционировании русского языка в странах зарубежья, о билингвальном образовании и вопросах обучения детей мигрантов, о формировании лингвокультурологической компетентности обучающихся и вопросах иноязычного образования, а также о реализации регионального компонента филологического образования.
Ряд выступлений в рамках семинара был посвящен проблематике саамского языка. Так, профессор кафедры филологии и медиакоммуникаций МАГУ Виктория Бакула и директор Института лингвистики МАГУ Оксана Саватеева представили возможности открывшейся на базе Института уникальной федеральной инновационной площадки по сохранению этого исчезающего языка, а студенты единственной в России программы магистратуры по преподаванию саамского рассказали об опыте кочевых школ на Кольском Севере, работе с дошкольниками по обучению саамскому языку, вопросах актуализации саамского как родного и состоянии колтта- и кильдин-саамского диалектов в Мурманской области.
В рамках работы семинара поднимались и вопросы изучения иностранных языков: доценты кафедры иностранных языков МАГУ Диляра Агапова и Татьяна Лисицына рассказали о преподавании норвежского языка в регионе и об использовании материалов международных экзаменов на уроках английского, а доценты кафедры филологии и медиакоммуникаций МАГУ Татьяна Лобовская и Татьяна Рычкова представили доклады о словах-гибридах в английском языке и об особенностях преподавания русского как иностранного для индийских студентов, обучающихся в МАГУ на Медицинском факультете.
Студенты-бакалавры и магистранты кафедры также приняли активное участие в семинаре в качестве докладчиков — будущие и действующие профессиональные педагоги русского и литературы рассказали об эффективных формах обучения языкам, а также о методиках приобщения молодежи к местной культуре через исследование образов севера в литературе и с помощью краеведческих проектов.
Кроме того, на мероприятии выступали и зарубежные докладчики: представители Молдовы рассказали об особенностях билингвизма и преподавания русского языка как неродного в молдавских школах, а сотрудники белорусских вузов проанализировали использование белорусизмов китайскими студентами и репрезентацию культурного кода в речи беларусов. В рамках стендовых докладов, из числа иностранных участников, были представлены работы студента из Венгрии об обучении русскоязычному диалогу на основе комиксов, а также студента из Франции о влиянии других языков на процесс преподавания французского.
Всего в семинаре, который вошел в план мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы, приняли участие более 80 человек — исследователей, студентов и практикующих педагогов среднего, высшего и дополнительного образования. По результатам проведенного мероприятия будет опубликован сборник статей, который войдет в Российский индекс научного цитирования.
Подробная информация о докладах, представленных в рамках мероприятия — в Программе (см. приложение).