Представители МАУ — участники Общероссийской студенческой смены по инклюзивному волонтёрству и инклюзивному туризму
С 18 по 22 сентября 2023 года на базе «Сосновка» в Вологодской области состоялась вторая Общероссийская студенческая смена по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму, целью которой являлись подготовка волонтерского корпуса из числа обучающихся в российских вузах, активизация деятельности волонтерских центров и объединений, развитие молодежных инициатив в сфере инклюзии и туризма на территории страны.
В 2023 году поступило 925 заявок на участие в смене, в том числе 86 — от студентов с инвалидностью. По итогам конкурсного отбора для очного участия в Смене были приглашены 100 студентов из вузов России.
В мероприятия волонтерской смены входили образовательная программа (тренинги, инклюзивный туристический маршрут, разработка и презентация студенческих инициатив в форме проектов) и деловая программа для преподавателей — представителей вузов. Участники смены осваивали 6 видов туризма, посещали туристические объекты, принимали участие в образовательных, социокультурных мероприятиях. Особенным событием стала насыщенная интерактивная программа от профессиональных тренеров, экспертов в области мотивационных и социально-психологических тренингов, тренингов по инклюзивной культуре и инклюзивному туризму.
Для участия в смене приехали представители Министерства науки и высшего образования, Министерства сельского хозяйства, директора предприятий, руководители 21 вуза из партнерской сети по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму. Организатором смены выступил Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Череповецкого государственного университета.
Мурманский арктический университете на Смене представляли студентка 4 курса института педагогики и психологии, вышедшая в финал конкурса и вошедшая в сотню лучших студентов России по инклюзивному волонтерству, Валерия Долманова — одна из самых активных членов студенческого объединения «Содружество равных возможностей» и доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики МАУ, кандидат педагогических наук, доцент Елена Голишникова.
Это были 5 очень насыщенных дней. В первый день состоялась церемония торжественного открытия Смены, концерт. Далее — знакомство студентов между собой и с тренерами, волонтерами и модераторами, тренинги на сплочение, групповые «Нетворкинги». А для преподавателей — рабочее совещание, в ходе которого услышали выступление представителя Совета ректоров СЗФО Янык Ирины Васильевны, Борозинец Натальи Михайловны, директора РУМЦ Северокавказского федерального университета, который будет принимать в октябре финалистов Всероссийского конкурса «Профессиональное завтра», и обсудили рабочие моменты.
Во второй день смены состоялась проектная сессия сети РУМЦ высшего образования по теме «Создание инклюзивной среды в образовательных организациях высшего образования в контексте реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (до 2030 года).
Во время работы трека 1 «Социальное проектирование инклюзивных волонтерских инициатив: опыт, мотивация, механизмы, инструменты, проблемы и пути их решения, лучшие практики» доцент кафедры ПиКП Голишникова Елена Ильинична выступила с докладом на тему «Инклюзивное студенческое добровольчество — эффективный ресурс образовательных и социокультурных изменений вуза». Доклад заинтересовал представителей вузов страны и были намечены шаги к будущим партнерским проектам.
Далее представители вузов России приняли участие в треке 2 «Роль вузов в развитии инклюзивного туризма». На следующий день состоялась форсайт — сессия «Проектирование векторов межведомственного взаимодействия в контексте реализации МКП» (межведомственные комплексные планы и государственные программы по направлениям доступности высшего образования и реабилитации студентов с инвалидностью), в которой участвовали 21 РУМЦ и 2 вуза — партнера.
Кроме того, сообщество представителей вузов России работало над проектированием форматов и мероприятий деятельности федеральной сети РУМЦ ВО при взаимодействии государственных и общественных организаций, включенных в МКП в качестве ответственных исполнителей в 2024 году.
У студентов было тоже много работы. Они изучали Вологодскую область, совершая экскурсии по тематическим маршрутам проектов и разрабатывали свои групповые проекты инклюзивного туризма и инклюзивного волонтерства.
В пятый день смены состоялась публичная защита проектов, а преподаватели — представителей вузов выступили в роли экспертов проектных идей.
Елена Голишникова: «На мой взгляд, было очень важно принять участие в Общероссийской инклюзивной смене как представителям студенчества, так и представителям научно-педагогических работников. Было очень важным познакомиться с представителями вузов — партнеров и 21-го РУМЦ (учебно-методических центров) со всей необъятной нашей страны от Дальнего востока до Калининграда, от Мурманска до юга, поделиться инклюзивными практиками, посмотреть интересные находки коллег».
Валерия Долманова: «Благодаря возможности участвовать в Смене, я получила ценный опыт, которым готова делиться с членами студенческого объединения „Содружество равных возможностей“, и вдохновение для дальнейших достижений».
«Для развития инклюзивного волонтерства и инклюзивного туризма, важность которых в своих инициативах отмечает Президент России, важна синергия усилий государства, бизнеса и общества. Вклад федеральной сети РУМЦ высшего образования в формирование инклюзивного волонтерства и инклюзивного туризма сложно переоценить. Поэтому студенты — участники смены имеют уникальную возможность стать не только авторами идей, но и их реализаторами. Социально активная, инициативная молодежь — авангард человеческого капитала в нашей стране. Именно они готовы преодолевать барьеры и стереотипы, связанные с человеческими различиями», — подчеркивает заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
«Инклюзивные туризм и волонтерство — это не только часть индустрии, но и эффективный инструмент для определения сильных и слабых мест доступной среды. В вузах, ресторанах, в городской среде в целом. Таким образом, смена собирает студентов, работающих в сфере обслуживания, путешественников, волонтеров, — которые делятся кейсами в области безбарьерной среды, условий проживания, образования и трудоустройства. Это важный процесс вертикальной социальной интеграции, результатом которого станет формирование единого вектора развития инклюзивного туризма. В свою очередь, он поможет скорректировать образовательные программы и политику трудоустройства под нужды индустрии», — рассказывает директор Департамента координации деятельности образовательных организаций