Северный форпост образования и науки
Это учебное заведение имеет уникальное прошлое, стабильное настоящее и инновационное будущее. Наш специальный корреспондент беседует о деятельности коллектива университета с его ректором, доктором технических наук Александром Ершовым.
Когда было создано и каким было учебное заведение, послужившее началом нынешнему? Какие преобразования происходили?
Первоначально это было высшее мореходное училище, образованное распоряжением Совета министров СССР от 11 января 1950 года. В системе рыбной промышленности такое учебное заведение в стране было создано впервые. Подобного рода училищ не было и в других странах мира.
Через 19 лет, в 1969 году, рыбная мореходка была преобразована в высшее инженерно-морское училище. В 1975 году за значительные заслуги в подготовке кадров морскому училищу присваивается почетное звание имени Ленинского Комсомола. А в 1991 году на его баланс передается самое крупное в мире учебное парусное судно «Седов», занесенное в Книгу рекордов Гиннеса.
В 1992 году на базе Мурманского высшего инженерного морского училища была образована Мурманская государственная академия рыбопромыслового флота. В 1996 году вуз получил статус государственного технического университета (МГТУ).
В чем особенность вашего учебного заведения как университета? Какое место в системе вузов занимает МГТУ?
Особенность МГТУ в том, что здесь ведется подготовка специалистов практически для всех отраслей народного хозяйства, развивающихся в Мурманском регионе. Всего в стенах университета прошли подготовку более 25 тысяч выпускников морских и береговых специальностей. После окончания морских факультетов МГТУ они работают на флотах рыбной промышленности всех морских бассейнов России и стран СНГ, на судоремонтных заводах, в рыбных портах, научно-исследовательских учреждениях и проектно-конструкторских организациях, учебных заведениях, на фирмах.
Мурманский государственный технический университет относится к восьмерке лучших вузов Северо-западного федерального округа, по праву входит в сто лучших технических вузов страны.
Сегодня получает распространение вертикально-интегрированная система образования, когда учебные заведения выходят на многоуровневую подготовку. Затронул ли вас подобный процесс? Конечно. Это можно наблюдать в структуре университета. В нее входят: Морская академия, колледж, Центр социально-экономической переподготовки, Институт дистанционного обучения и подготовительные курсы.
Поскольку технический университет — многоуровневое и многопрофильное учебное заведение, постольку будет вполне оправданно подведение под его устойчивую материальную и информационную крышу других учебных заведений, особенно среднего звена, которым сложно и дорого вести свое дело в одиночку.
Сколько человек у вас обучается и кто их обучает?
В стенах университета учится более 8500 студентов и курсантов по 41 специальности и 360 человек находится в аспирантуре. Подготовку ведут более 500 квалифицированных педагогов. Среди них три академика, один член-корреспондент Российской академии наук, 85 докторов наук, профессоров, 224 кандидата наук, доцента. Нагрузка у каждого преподавателя значительна. Она сегодня превышает норму. На одного преподавателя в среднем по вузам России приходится по 10 студентов, у нас более 16. Однако наши преподаватели не боятся работы, зная, что их труд будет справедливо вознагражден.
Подготовка по 41 специальности требует больших сил. Хватает ли их вам?
Действительно, такую многопрофильную подготовку ведет не каждый технический университет. Она вызвана необходимостью обеспечения в нашем регионе специалистами высшей квалификации не только рыбной, но и других отраслей промышленности, транспорта, науки, услуг.
В рамках МГТУ действует Апатитский филиал, расположенный на территории Кольского научного центра РАН в Апатитах. Функционирование этого филиала позволяет осуществлять реальную интеграцию академической науки и высшего образования.
Кто в МГТУ ведет научные разработки? Какие направления вы считаете перспективными?
Основные научные направления развиваются на выпускающих кафедрах, они тесно связаны с профилем подготовки будущих специалистов.
20 процентов научных исследований являются фундаментальными. Они направлены на получение новых знаний об окружающем мире и обществе. Это исследования геофизических процессов в Арктике, геологии Кольского полуострова и арктического морского шельфа, компьютерных и информационных технологий и другие направления.
Прикладные работы связаны с решением конкретных задач: изучением состояния и определением перспектив расширения сырьевой базы региона, решением проблемы подготовки специалистов для освоения шельфа Северных морей России, разработкой оптимальных технологий очистки промышленных стоков предприятий и другие.
Поскольку вы представляете высшее учебное заведение, то первый вопрос по научным разработкам будет о том, что показало вам изучение вопроса о новых направлениях подготовки специалистов?
Мы увидели, что поиск, разведка, разработка и эксплуатация месторождений нефти и газа перемещается на шельф арктических морей. Специалистов же, способных вести эти работы, готовится недостаточно. До последнего времени такая подготовка в основном велась на кафедрах освоения морских нефтегазовых месторождений РГУ нефти и газа имени
Кафедра МГТУ была образована в 1997 году для выпуска специалистов по направлению 130 500 «Нефтегазовое дело» с региональным уклоном в морские шельфовые нефтегазовые технологии. В 2001 году ученый совет МГТУ решил расширить профиль и образовательную компетенцию кафедры. Однако для организации выпуска специалистов по освоению богатейшего арктического шельфа России необходима разработка специальных целевых программ и обеспечение их реализации финансами, как со стороны государства, так и со стороны нефтегазовых компаний. Целевая программа может быть составлена на основе средне- и долгосрочного прогноза потребности в специалистах по освоению морских месторождений. Такая программа послужит базой для координации выпуска специалистов университетами и другими учебными заведениями по уровню их подготовки.
Известно, что недра российского шельфа арктических морей содержат более % от всех запасов шельфа всех морей страны. Здесь специфичны не только добыча, но и транспортировка нефти и газа. Ведете ли вы разработки в этом направлении?
Точнее будет сказать: участвуем в таких разработках.
Научно-исследовательский сектор кафедры автоматики и вычислительной техники МГТУ (руководитель — профессор Прохоренков A.M.) совместно с ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» принимает активное участие в выполнении научно-исследовательских работ в рамках проекта освоения месторождений арктического шельфа. Эти работы выполнялись по двум основным направлениям:
- разработка программного обеспечения для автоматизации расчетов устойчивости на плаву и устойчивости на грунте самоподъемных буровых установок (СПБУ);
- исследование гармонического состава электроэнергетических установок буровых судов и буровых установок и разработка предложений по улучшению качества электроэнергии судовых сетей.
Проблема технологии транспортировки углеводородного сырья арктического шельфа также является одной из важнейших в исследованиях ученых. Географические особенности районов транспортировки, например, нефти делают весьма сложным, опасным и неэффективным перекачку нефти по трубопроводу. Предпочтение должно отдаваться танкерному флоту.
В связи с вышесказанным на кафедре «Судовождения» появилась новая тематика, связанная с созданием математических моделей судов, их оптимизации, проверки на адекватность. Так, в рамках этого направления профессорами
Заслуживает внимания разработанная на кафедре технической механики под руководством профессора
Уже пять лет по инициативе профессора идет реализация программы обновления корпусов судов, когда после реновации 15−18-летние корпуса переводятся на 5-летний учетный возраст. Такое обновление является технически доступным и экономически оправданным. 25−30-летние корпуса при их обновлении требуют индивидуального подхода.
В последнее время на кафедре технической механики разрабатываются теоретические основы для реализации высокоточного технического диагностирования мощных судовых двигателей на основе современных методов частотного анализа сигналов вибраций и давления.
Одним из существенных вопросов флота в условиях высоких цен на топливо является сегодня эффективное его использование. Применяемые методики контроля за расходом топлива несовершенны. Ведутся ли у вас в этом направлении исследования и разработки?
Действительно. Существующие методики контроля за расходом топлива опираются на условную работу энергоагрегатов. Сотрудники лаборатории кафедры СЭУ МГТУ установили, что возможно оценивать потребление топлива энергоагрегатами и судами в целом за рейс, опираясь на показания средней нагрузки, дисперсии нагрузки и топливные характеристики энергоагрегатов.
Сотрудниками лаборатории был также разработан аппаратно-программный комплекс «Рейсовый машинный монитор». В него входят датчики сбора информации, а также персональный компьютер с установленным на нем авторским программным обеспечением. Комплекс прошел апробацию на судах консорциума «Мурманский траловый флот». Это реализованная техническая возможность осуществлять энергоаудит морских судов, являющихся крупными потребителями энергоресурсов.
Арктика, несмотря на угольные разработки на Шпицбергене, всегда считалась экологически чистой зоной земли. Но что будет, когда начнется массовая добыча нефти и газа на арктическом шельфе?
На кафедре экологии и защиты окружающей среды разрабатывается технология глубокой очистки нефтесодержащих сточных вод, которая приобретает большое значение для снижения опасности загрязнения баренцева морского прибрежья нефтепродуктами, а также при организации морской транспортировки нефти.
Значительное внимание в научно-практической деятельности кафедры уделяется работам по разработке методов биоэкологического экспресс мониторинга состояния экосистем прибрежной зоны Баренцева моря и, в частности, Кольского залива в условиях реального химического и потенциального нефтяного загрязнения.
Кроме того, сотрудниками кафедры разрабатываются новые биоэкологические технологии очистки прибрежных морских экосистем от химического и нефтяного загрязнения с применением биопозитивных конструкций.
Выходит, что МГТУ своей учебной и научной деятельностью охватывает большую часть жизненно важных направлений функционирования и развития региона, а также выходит за его пределы. Запатентованы ли результаты ваших работ?
По результатам научно-исследовательских работ за последние 5 лет разработчики ведущих кафедр МГТУ получили 46 патентов РФ и свидетельств на программные продукты.
Чтобы выходить на такие результаты, нужно иметь питательную среду. В чем она у вас состоит?
Прежде всего такую среду создают многообразные формы сотрудничества и общения. В настоящее время имеются соглашения о сотрудничестве МГТУ с 25 учебными заведениями из Норвегии, Финляндии, Швеции, Франции, Великобритании, Испании, Югославии. В рамках этих соглашений университет реализует более 30 международных проектов.
На базе университета организуются научно-технические конференции и семинары. Ежегодно проводятся международные научно-технические конференции «Наука и образование», в которых помимо профессорско-преподавательского состава МГТУ принимают участие ученые других российских и зарубежных вузов и научных организаций, издаются материалы конференций. Сотрудники МГТУ активно участвуют во всероссийских и международных научных конференциях, совещаниях, семинарах и выставках научно-технической продукции.
Ежегодно в университете проводится студенческая научно-техническая конференция. Курсанты, студенты и лицеисты участвуют в межвузовских конференциях, смотрах, конкурсах и олимпиадах. Курсовые и дипломные работы, содержащие ноу-хау, внедряются в производство и в учебный процесс.
В МГТУ с 1998 года на регулярной основе издается журнал «Вестник МГТУ», включенный в перечень ВАК научных журналов РФ, публикации в которых учитываются при защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, многотиражная газета «Университетский курьер» (издается с 15 сентября 1983 года), работает издательский центр, выпускающий учебно-методическую и научную литературу.
Многоплановая деятельность Мурманского государственного технического университета — основа для реализации творческих сил сотрудников и высокой эффективности их работы.
«Транспорт и дороги Мурманской области»