Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Барк «Седов»: боевое крещение в Ионическом море

  • 14 марта 2007
  • 174

«К Босфору подошли утром, — специально для пресс-службы Социального фонда „Развития морского парусного флота“ рассказал капитан УПС „Седов“ Максим Родионов, — время спланировали так, чтобы ребята посмотрели пролив, и нам повезло — погода стояла прекрасная. Но уже на следующий день небо заволокло тучами и в Ионическом море встречный ветер усилился до 20−23 м/с с порывами до 32 м/с, волнение — 8−9 баллов. Выдержать заданный курс оказалось невозможно, пришлось уходить к югу. Ребята еще не привыкли к сильной качке, но держались молодцом, хотя в первые сутки шторма большинство курсантов подняться на работу не смогли. Но уже на второй день будущие „морские волки“ стали появляться на палубе хотя бы просто из любопытства — бушующее море представляло собой красивое зрелище».

В порту Ла-Валетта российский флаг над кормой «Седова» увидели с опозданием от расписания на сутки, но это было единственным последствием шторма, который прославленный корабль, в прошлом году отметивший свое 85-летие, выдержал с честью. Немецкие туристы, отправившиеся на «Седове» из Новороссийска в Мальту, говорили с восторгом: «Нам повезло дважды: пережить суровое морское приключение и увидеть в настоящем деле такой прекрасный корабль».

В Германии «Седов» очень популярен, что не случайно: барк построен в 1921 г. на верфи Круппа в г. Киле (судно передано Советскому Союзу по репарации после 2-й мировой войны вместе с двумя другими немецкими парусниками — барком «Падуя» (ныне «Крузенштерн») и «Горх Фок» (ныне «Товарищ»). Хороший уход и высочайшее качество знаменитой стали, из которой сделан корабль, гарантируют отличную сохранность корпуса: как показывают регулярные замеры, износ за все годы эксплуатации фактически ничтожен.

В этом рейсе вокруг Европы «Седов» по пути в Санкт-Петербург посетит пять немецких портов. В настоящее время барк следует в испанский Кадис.

Последняя информация из плавания

Информация из рейса от 26 февраля должна особо заинтересовать родителей курсантов: «В Средиземном море в зимнее время западные ветра преобладают и сейчас постоянно дует сильный встречный ветер. Мы ни на минуту не можем отклониться от маршрута, чтобы поставить паруса, так как в Кадис нужно прийти без опозданий. Сейчас курсанты занимаются судовыми работами, приводят в порядок деревянные дельные вещи, меняют снасти бегучего такелажа, с ними проводятся занятия по устройству судна, узлам, теории плавания парусника. За прошедшее после выхода из Новороссийска время в лучшую сторону можно отметить следующих курсантов:
Мурманский МРК: Кравчук А., Москвин Я., Первухин А.
Санкт-Петербугский МРК: Турманов А., Пелый В., Тарасов С., Селиверстов М.
Архангельский МРК: Москвин А., Карелин С., Яковлев Д.».

Молодцы, ребята, так держать!

Беседы в кают-компании

В этой рубрике мы предлагаем участвовать всем, кто имеет отношение к реализации положений «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной указом Президента 27 июля 2001 г., прежде всего пункта 4 этого документа, в котором говорится о кадровой подготовке. Там, в частности, сказано: «Кадровое обеспечение всех видов морской деятельности имеет первостепенное значение и предусматривает: … обеспечение государственной поддержки в содержании и эксплуатации учебных судов, материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля».

Сегодня высказываются начальник управления мореплавания Мурманского государственного университета (МГТУ) Валерий Поляков и капитан УПС «Седов» Максим Родионов.

В.П.: К сожалению, нередки случаи, когда люди уходят из морской профессии после окончания мореходных университетов и училищ. Почему так происходит? Из-за невозможности пройти практику на судах, из-за нехватки учебных судов. Вы знаете, что выпускник мореходки должен получить два диплома: о знании теоретических предметов, как выпускник любого вуза, и так называемый «рабочий диплом» — о прохождении морской практики. Наша профессия требует, чтобы офицер обладал определенными морально-психологическими качествами, которые воспитываются только в плавании. Теперь представьте ситуацию: парень шесть лет учился, потом два года служил в армии (это стало обязательным после закрытия военных кафедр в морских учебных заведениях) и, наконец, приходит устраиваться на работу. А ему говорят: «У вас недостаточно практики, поэтому мы не можем вас взять по специальности. Походите пока матросом». Это значит, дипломированный специалист теряет еще полтора или два года. То есть пока штурман встанет, наконец, к штурвалу проходит, порой, десять лет! Теряет человек, а вместе с ним и отрасль. Без расширения учебно-производственного флота, без строительства новых судов проблему, на мой взгляд, не решить.

М.Р.: А ведь есть еще проблема переподготовки кадров, вопросы повышения квалификации действующих морских специалистов, для чего тоже требуются суда. В том числе и парусные.
Чем хорош парусник? Молодой курсант уже в первом плавании определяет для себя, своим ли он делом занялся. После каждой практики есть такой отсев — очень небольшой, но он есть и, по-видимому, должен быть. Но практика на парусном судне нужна не только для этого. Мы знаем, что моряков с записью в рабочем дипломе о плавании на парусниках очень ценят, они не задерживаются на суше. Секрет простой — эти люди умеют многое, а не только отдать и принять швартовы, как нередко бывает на современных судах. Поработайте-ка на сорокаметровой высоте с парусами при шквальном ветре. Между тем сегодня ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов парусного профиля. Здесь же даже матроса надо долго готовить, а что уж говорить о боцманах или представителях таких уникальных профессий, как, например, парусные мастера! Проблема общая и насущная для всех — и для рыболовного, и для транспортного, и для военного флотов.

Считаю, необходимо создать объединенный Центр подготовки специалистов для парусных кораблей. Через него могла бы производиться постоянная ротация кадров, что также очень важно и является предметом отдельного разговора. Независимой организации проще согласовать межведомственную разобщенность, которая сегодня, к сожалению, есть.

Продолжение «Бесед в кают-компании», в которых мы предоставим слово представителям ведомств, руководителям морских учебных заведений и морякам-практикам читайте в следующих выпусках.

Информация о корабле

Барк «Седов» принадлежит Мурманскому государственному техническому университету. Занесен в книгу рекордов Гиннеса как самое большое учебное парусное судно. Его длина 117,5, высота мачт (от ватерлинии) 58 м, площадь парусов — 4192 кв. м.

Поделитесь ссылкой