Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Куда пойти учиться?

  • 21 марта 2008
  • 296

Если вы этим летом оканчиваете школу, то времени определиться с выбором вуза почти не осталось. Что сегодня предлагают мурманские высшие учебные заведения? Какие новшества ждут завтрашних абитуриентов? Есть ли шанс поступить на бюджетные места? Эти и многие другие вопросы за круглым столом в редакции «Комсомолки» обсудили представители вузов областного центра.

В круглом столе приняли участие:

  • Майя Николаевна Чечурина. Мурманский государственный технический университет. Декан факультета мировой экономики и международных отношений, ответственный секретарь приемной комиссии.
  • Андрей Иванович Виноградов. Мурманский гуманитарный институт. Проректор по учебной работе. Кандидат философских наук.
  • Надежда Владиславовна Пилипец. Мурманский гуманитарный институт. Помощник проректора по учебной работе.
  • Владимир Романович Рыбкин. Мурманский государственный педагогический университет. Первый проректор. Кандидат философских наук.
  • Лариса Павловна Алейникова. Мурманский государственный педагогический университет. Начальник отдела информации.
  • Елена Витальевна Маслова. Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института. Заместитель директора по научной работе.
  • Ася Александровна Щеголькова. Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института. Заместитель директора по учебной работе.

О сегодняшних выпускниках

Майя Чечурина, МГТУ:
Уровень ребят, которые приходят сегодня поступать в институты, заметно слабее того, что был в советские годы. Вузам приходится закладывать в учебные планы большое количество часов, во время которых, по сути, идет повтор школьной программы. И к сожалению, иного выхода нет: без базы знаний специалиста не подготовишь.

Владимир Рыбкин, МГПУ:
До середины 50-ых в СССР средняя зарплата учителя с высшим образованием была выше зарплаты инженера. Это позволило стране, на 77 процентов неграмотной, совершить индустриализацию. Уверен, что если бы из школы не убрали деньги, и застоя бы не было.
Сейчас небольшие зарплаты приводят к тому, что с одной стороны молодежь не идет работать в школу, с другой — старшее поколение учителей хватается за 2−3 ставки. Нагрузка на учителя огромная. А ведь чтобы донести до школьника знания, нужен и эмоциональный напор, умение заинтересовать и привлечь внимание к предмету. Откуда этому напору взяться, когда учитель вместо положенных трех, проводит восемь уроков?

Надежда Пилипец, МГИ:
Несмотря на общее снижение качества подготовки, и в Мурманске, и в области остается ряд школ, которые готовят очень сильных выпускников. Как правило, это профильные классы и классы с углубленным изучением предметов. Есть случаи, когда такие выпускники поступают в институты целыми группами.

Ася Щеголькова, СЗФ МГЭИ:
Огромную роль в школьном обучении играют социально-экономические факторы: от обстановки в населенном пункте, где находится школа, до семьи, где живет конкретный ученик. Очень много зависит от родителей ученика. Сумеют ли они отследить и оценить уровень подготовки в школе, где учится ребенок? Найдется ли у них воля, желание и возможность найти ему более достойное учебное заведение? Смогут ли они убедить ребенка ответственно относится к учебе и т. д. Из этого и будет складываться уровень подготовки выпускника. При Союзе ситуация везде была более-менее ровной, все имели приблизительно равные условия. Сегодня это не так.

О бюджетных местах

Майя Чечурина, МГТУ:
В техническом университете большая часть бюджетных мест выделяется на специальности, которые отражают направленность вуза. Это все факультеты морской академии, технологи и биологи… Также государство оплачивает обучение небольшого количества студентов по экономическим специальностям, но, к сожалению, их количество сокращается каждый год.

Лариса Алейникова, МГПУ:
Пока нам удается удерживать планку, где 60−70 процентов из общего количества студентов дневного отделения являются бюджетными. Но, идет тенденция по их сокращению. Сейчас количество бюджетных мест уменьшается примерно на 10 процентов в год. Хуже того, недавно мы получили документы, запрещающие переход лучших студентов с платных мест на бюджет, если там освобождается место. Теперь, если кого-то отчислят, бесплатное место сокращается.

Это надо знать

Сэкономить на образовании уже не удастся

Государство окончательно «зарубило» возможность талантливым студентам, обучающимся на коммерческих отделениях, сэкономить на учебе. Если раньше вузы старались предоставить лучшим из них (а также социальным категориям — участникам БД, представителям малых народностей и пр.), скидки на обучение, то теперь этого делать нельзя. Логика проверяющих органов проста — если кто-то недоплачивает за учебу, значит другие — переплачивают.

Это интересно

Затраты на подготовку специалистов снизились в 5−10 раз!

На подготовку одного студента пединститута государство в 1965 году выделяло 1700 рублей в год. Для перевода в сегодняшние цены это нужно умножить на 120. Получается около 200 тысяч рублей. Сегодня обучение на платных отделениях стоит порядка 20−40 тысяч рублей в год. То есть — вложения в подготовку специалистов снизились в пять-десять раз!!!

Вузы станут выпускать недоучек?

Россия подписала договор о вступлении в 2010 году в Болонский процесс, что означает переход на европейскую систему высшего образования. Что это такое, и к каким последствиям может привести?

Майя Чечурина, МГТУ:
Болонский процесс подразумевает переход на двухуровневую систему высшего образования. После первых четырех лет образования студенту присваивается квалификация бакалавра. Это станет считаться высшим образованием. Но, при этом человека нельзя будет назвать специалистом. После бакалавриата необходимо отработать два года на производстве, после чего можно поступать в магистратуру — это еще два года обучения. Лишь в таком случае человеку будет присвоена квалификация магистр, то есть специалист. Получается два уровня одного образования, оба из которых высшие.
Данная система очень слабо стыкуется с нашей системой высшего образования. Как на нее переходить пока не совсем ясно. Возникает очень много вопросов.

Владимир Рыбкин, МГПУ:
Столь масштабная подготовка ремесленников, то есть бакалавров, которые пошли бы в массовые профессии, закрыв определенные сферы, приемлема, если государство не собирается занимать ведущие роли в мировой науке и экономике. В 90-ых, когда подписывались документы о вступлении в Болонский процесс, России как раз отводилась роль периферийной страны.
Финны, к примеру, также переходят на эту систему. Но, в отличие от нас, они отстаивают свои национальные интересы. При формальном соблюдении правил Болонского процесса там сохранили подготовку полноценных специалистов. В Финляндии, получив квалификацию бакалавра, человек автоматически переходит в магистратуру и учится дальше.
Философия высшего образования в СССР заключалась в следующем: когда человек получал диплом, он, как специалист отвечал за все, был самодостаточным творцом, мастером! С введением «полувысшего» бакалавриата, мы будем плодить ни за что не отвечающих недоучек.

Елена Маслова, СЗФ МГЭИ:
Сегодня работодатель предъявляет очень высокие требования к кадрам. И запросы в сфере качества образования в будущем будут лишь повышаться. Введение бакалавриата сегодня не гарантирует востребованности на рынке труда.
Проблема состоит и в том, что несмотря на предстоящий переход к европейской модели, вузы до сих пор не получили внятных разъяснений со стороны министерства образования — как именно будет внедряться новая система. Ясно одно — переход к Болонской системе должен быть сбалансирован. Необходимо сохранить все положительные достижения отечественного образования.
В любом случае, те, кто будет поступать в этом году, окончат обучение по существующей системе.

Андрей Виноградов, МГИ:
Наш институт видит задачу в связи с болонским процессом не в том, чтобы перекроить систему образования, а в том, чтобы сделать результаты образования в нашем вузе более понятными для иностранцев. Так, в Европе принята такая мера измерения учебного процесса, как кредиты. Мы выдаем своим выпускникам приложение к диплому, одобренное Советом Европы, где указано количество часов, которые они прослушали во время учебы. К примеру, если один учебный год — это 60 кредитов, то пять 5 лет — триста кредитов. И за рубежом понимают, что наш выпускник, это уже выше, чем бакалавр, который обучается 4 года (240 кредитов), но еще меньше, чем магистр (6 лет — 360 кредитов). Таким образом, мы делаем уровень образования наших студентов понятным для европейцев.

Справка «КП»


Мурманский государственный технический университет

Был создан в 1950 году как Высшее мореходное училище. МГТУ — это крупнейший образовательный центр Северо-Запада России, где обучаются 9 тысяч студентов и курсантов. Здесь готовят специалистов для всех отраслей хозяйства Кольского региона. МГТУ — это профессиональные подаватели и международные стандарты качества образования.

На 42 кафедрах 12 факультетов университета и четырех кафедрах Апатитского филиала МГТУ работают 85 доктора наук и 234 кандидата наук. Уровень образования по морским специальностям признан соответствующим международному стандарту качества ИСО 9001:2000.

МГТУ — это 55летний опыт подготовки специалистов. Это серьезная материальная база. Сертифицированные тренажерные центры, входящие в состав Морской академии, ведут первичную подготовку и профессиональную переподготовку курсантов и студентов МГТУ, специалистов плавсостава и руководящего состава морских судоходных и рыболовных компаний Северного бассейна.

В распоряжении студентов современные лаборатории, центр информационных технологий, богатейшая библиотека с шестью читальными залами, видеоконференц-студия, оснащенная системой спутниковой связи и дающая возможность привлекать для чтений лекций специалистов из зарубежных учебных центров и университетов.

Университет — владелец крупнейшего в мире четырехмачтового барка «Седов», занесенного в книгу рекордов Гиннеса, на котором проходят практику курсанты МГТУ.

МГТУ — это популярные и востребованные на рынке труда профессии. В университете 12 факультетов готовят специалистов по 41 специальности: инженеров, экономистов, юристов, биологов, химиков, геологов и др.

МГТУ — это возможность реализовать свои не способности. В стенах университета работают коллективы бального, арабского танца, академического вокала, эстрадной песни, и вокального ансамбля, а также театральная студия и ВИА, играющие рок-музыку различных стилей.

Проявить свои литературные способности студенты могут в пресс-клубе «Журналист», а интеллектуальные — в клубе «Что? Где? Когда?». В команде КВН студенты могут проявить свои чувство юмора и сообразительность, а тем, кто увлекается спортом, кафедра физвоспитания предлагает секции по волейболу, баскетболу, атлетической гимнастике, аэробике, карате, лыжным гонкам, футболу, настольному теннису, пулевой стрельбе, плаванию и др.

Среди чемпионов России в различных видах спорта есть студенты МГТУ. Наши студенты и курсанты входят в со области, России и представляют на мировых чемпионатах. Университет гордится своими выпускниками — чемпионами мира.

МГТУ — это крупный научный центр региона. Студенты и курсанты могут активно участвовать в научных конференциях и конкурсах, принимать участие в научных исследованиях. За достижения в учебной и научно-исследовательской работе студенты и курсанты получили 189 именных стипендий различного уровня. За отличную успеваемость или активное участие в научной, общественной и культурной деятельности студентам и курсантам университета, обучающимся на договорной основе, предоставляются скидки на обучение до 25%.

Динамично развивается сотрудничество университета с высшими учебными заведениями Швеции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Франции, в рамках которого осуществляется обмен студентами и переподготовка преподавателей.

Поделитесь ссылкой