Николай Зорченко: Навигация парусника похожа на пилотирование самолета
Для капитана корабля Николая Зорченко это уже четвертая кругосветка. Именно под его командованием в 2007 году кругосветное путешествие совершил парусный фрегат «Паллада». Кроме того, Зорченко — один из первых кавалеров ордена «За морские заслуги».
«Вечернему Петербургу» удалось побеседовать с Николаем Кузьмичом и узнать, как идут подготовка к грядущей кругосветке и набор курсантов.
ДОСЬЕ
Николай Зорченко, капитан дальнего плавания
Родился в Новосибирской области. После окончания школы поступил в Дальневосточное мореходное училище на судоводительский факультет. В августе 1971 года был зачислен курсантом, а в феврале 1975 года получил свой первый диплом штурмана малого плавания, а вместе с ним и должность третьего помощника капитана в очень активно работавшем тогда научно-исследовательском флоте. В 1981 году стал старшим помощником, в 1984 году — капитаном. С 1993 по 2010 год — капитан учебного парусного судна «Паллада», а с 2011 года — капитан парусника «Седов». Награжден медалью «За отличие в морской деятельности», орденом «За морские заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».
Будоражить общественную жизнь
— Какие ошибки из опыта своих прошлых кругосветок вы теперь точно не повторите?
— В кругосветном плавании ты все равно всегда как ребенок малый: убежал, споткнулся, поднялся, бежишь дальше, спотыкаешься, учишься. И районы плавания каждый раз новые, и общение с народом в коллективе преподносит свои сюрпризы. Самое сложное — это поддерживать моральное состояние в команде. Предыдущий опыт как раз и направлен на то, как взбодрить курсантов. Ведь, представьте, 14 месяцев без дома, без жены, без друзей, без мамы, без коровы, без поросенка — в общем, у кого что, — но, так или иначе, это сложно!
— Как же их взбодрить?
— Нужно поддерживать климат в коллективе: спорт, творчество и самодеятельность, общие сходы на берег и посещение музеев, прогулки по городу. Все это можно объединить термином «будоражить общественную жизнь». Курсант ведь должен всегда быть бодр, подтянут, подстрижен, следить за собой. Ведь он — лицо морского флота России.
— Как думаете, где на маршруте придется сложнее всего?
— У нас будет всего три смены курсантов. Первая отправится в мае из Санкт-Петербурга, и с ними, думаю, проблем не будет. Следующая начнется
27 июля в порту Касабланка в Марокко и продлится до 11 января, до порта во Владивостоке. Вот здесь будет труднее. Атлантика — очень сложный маршрут. К тому же к этому моменту мы будем в море уже восемь месяцев. Для моряка такие сроки — привычка (хоть и не врожденная, но приобретенная). А вот курсант, бывает, устает. Может наступить момент, когда его больше не интересуют оценки и светлое будущее. Но потом мы приплываем к порту, посетить который он особенно хотел, и курсант «оживает».
На нас не нападешь!
— У вас есть любимые порты?
— У каждого капитана они есть! Это, как правило, какой-то красивый город, в котором есть хорошие знакомые. Для меня это Дальний Восток, Сингапур и, конечно, Санкт-Петербург.
— Как насчет пиратов? Все-таки самый большой в мире парусник для них — желанная добыча…
— Пусть только попробуют покуситься на наш корабль! Пиратам же будет хуже. «Седов» — не то судно, на которое можно напасть. К тому же на наиболее опасных участках нас будет сопровождать Военно-Морской Флот… Вспомнилось: в 2008 году я был с курсантами в плавании и проходил по водам, где пираты совершали по нескольку нападений в месяц. Как капитан я только и думал, как сохранить проход и вывести корабль. И все обошлось. Но курсанты расстроились! Они, оказалось, только и мечтали, что о схватке с пиратами. Ишь, романтики! (смеется).
— Наверное, сейчас перед кругосветным путешествием «Седов» оснащают по последнему слову техники?
— Конечно, жизнь не стоит на месте, и на судне использованы всевозможные инновации. Кстати, производители большинства из них — отечественные фирмы. Полностью переоборудована электронная система картографии. Специальные установки позволяют пользоваться электроникой на всем пути следования. В общем, навигация похожа на пилотирование самолета. Но поскольку корабль парусный, 91-летний, мы не забываем и про навыки, которыми моряки пользуются уже век.
— В чем основное отличие маршрута грядущей кругосветки?
— А в том, что нормальный человек не поплывет на паруснике по самому сложному пути, по старинке, будто многих каналов не существует. Например, мы проследуем мимо мыса Горн.
СПРАВКА ВП
Парусник «Седов»
Судно построено в Германии в 1921 году. Первый владелец Карл Виннен назвал парусник по имени дочери — «Магдаленна Виннен» и использовал его в качестве грузового судна. В 1936 году четырехмачтовый барк купила судоходная компания «Норддойчер Ллойд». Новый судовладелец оборудовал парусник кубриками на 70 кадетов и начал использовать его и для обучения моряков. Тогда же барку присвоили новое имя «Коммондор Йонсон». Во время Второй мировой войны корабль ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом, а после войны был передан Советскому Союзу по репарации. В СССР корабль перевели в класс учебных и назвали «Седов» в честь полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.
В 1952 году барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту он участвовал в гидрографических исследованиях Атлантического океана. В 1975 — 1981 годах судно ремонтировали на Кронштадтском морском заводе. Его оборудовали кубриками для 164 курсантов, актовым залом, кают-компанией, столовой, спортивным залом, музеем и даже сауной, а также учебными классами и новейшими техническими средствами судовождения, наблюдения и связи. В 1991 году судно передали Мурманскому государственному техническому университету.
Барк «Седов» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное из сохранившихся парусных судов.
Учебная база сильна, но нет зарплат
— Возвращаясь к вопросу курсантов, как сегодня обстоит ситуация с кадровым потенциалом?
— Могу вам сказать, что ни одного российского учебного заведения мы не потеряли. Превосходно работают учебные заведения Росрыболовства. В России много современных академий и мореходок. Учебная база в нашей стране, как и прежде, сильная. Причем кадры, которые у нас готовят, не только соответствуют, но и превосходят обязательную международную конвенцию по подготовке моряков. Просто у нас сразу дают все навыки, а дальше отправляют практиковаться и учиться на собственных ошибках, а в Европе принято обучить базису и постепенно доучивать. В общем, в плане обучения претензии могу высказать разве что к средней школе. Когда талантливый курсант свою фамилию пишет не «Иванов», а «Евонов» или допускает в каждом слове по четыре ошибки, у меня возникает вопрос: почему его, молодого, умного, активного парня, не заинтересовали и не обучили как следует? Приходится учить самому. Но основная проблема не в образовании, а в последующей неустроенности. Зарплата низкая, социальных гарантий почти нет, жильем не обеспечивают, льготных кредитов не дают. А он, может быть, хочет семью, детей, но как он их прокормит? Российские судовладельцы частенько платят молодым морякам жалкие зарплаты, чтобы те просто с голоду не умерли. Естественно, такой образованный парень год-другой набирается опыта и ищет фирму, чаще всего зарубежную, где ему платят как минимум 2 — 3 тысячи долларов. Мне грустно, когда я вижу талантливых ребят и понимаю, что они не принесут пользу России.
— Но и вы, с вашим опытом, могли бы за рубежом стать миллионером. Почему остались работать здесь?
— Это ответственность и патриотизм (которые, кстати, я и в курсантах воспитываю). Российский орденоносец под чужим флагом? Нет уж, не здорово это смотрится. Да и российские моряки меня бы не поняли.
Корабль — показатель возможностей государства
— Миссия «Седова» обозначена как «вестник мира». В мире происходит немало неприятных событий — межрасовые конфликты, восстания в разных странах, финансовый кризис и так далее. Вокруг какой идеи, на ваш взгляд, можно объединить людей?
— Нужно искать точки соприкосновения. Во-первых, это экология, а наш корабль экологически чистый. Во-вторых, это молодежь. Молодые ребята не озлоблены, они хотят пожимать руки друг другу, а не драться и ненавидеть. Наши курсанты, где бы они ни появлялись, всегда привлекают всеобщее внимание, и сразу возникает такой ажиотаж! И в-третьих, это положительные эмоции. Парусник на фоне современных кораблей выглядит волшебно. Люди видят сказку, которая зашла в их порт и готова принять к себе на борт. И на ней — российский флаг, российские моряки. А ведь корабль — это показатель возможностей государства, и то, что Россия способна запустить «Седова» на 14 месяцев в кругосветное плавание, означает, что мы политически суверенны и экономически состоятельны.
Беседовала Ирина ПАНКРАТОВА