Что ищет он в стране далекой?
Мачты. Паруса. Сверкающий колокол. Белоснежные фуражки. Со слегка дрожащими от волнения коленями мы с коллегами поднялись на борт великого «Седова». Помпезность 93-летнего парусника, пришвартовавшегося в понедельник, 7 июля, в порту Пальмы на западном причале Dic de l´Oest взбудоражила умы и любопытство многих местных жителей. На остров корабль приплыл в рамках Средиземноморской регаты, проходящей с 5 июня по 15 августа.
Здесь же сменилась часть экипажа и судно взяло на борт несколько пассажиров. Мне рассказали, что попасть в качестве туриста на парусник может каждый. Большой популярностью этот вид активного отдыха пользуется у туристов из Германии. Что не удивительно, ведь «Седов» построили именно в этой стране, и он был передан бывшему Советскому Союзу после Второй мировой войны.
К сожалению, из-за разногласий с портовым управлением Пальмы посещение корабля было открыто только в последний день его пребывания на острове, а первое время множество людей уезжали из порта разочарованными, так и не побывав на заветном судне. «В прессу поступила ошибочная информации о свободном входе на барк, но в порт пускают только по специальной аккредитации», — объяснил нам полицейский на пропускном пункте. Как жаль, ведь последний раз парусник «Седов заплывал в Пальму 17 лет назад.
«На свете столько портов, где нам хочется побывать. В прошлом году мы впервые совершили кругосветное путешествие. В пути были 14 месяцев. Следующее теперь планируем организовать к 100-летнему юбилею барка, — разъяснил нам второй помощник капитана Григорий Романов, добавив, что в каждом порту они стараются представить местному населению свой корабль, — Ведь «Седов» — это плавучий музей. Пассажиры, которые отправляются с нами в плаванье учатся морскому делу наравне с курсантами. Правда для них, в отличии от вторых, это добровольно. Но мало кто отлынивает от работы». На паруснике до сих пор управление проводится вручную. «Здесь все аутентично, у каждого из 100 курсантов есть свой перечень задач. На одну из трех мачт приходится по 30 человек. Они должны трудиться в очень слаженной команде. Часто мы идем только под пару сами, не включая двигателей. Самый длинный такой переход у нас был в течение 35 дней», — с блеском в глазах гордо сообщает мне Григорий. По его словам, для новичков в морском деле это прекрасная проверка на выносливость. «Только в море они смогут понять, подходит ли им эта профессия. Некоторым мешает морская болезнь, другие обнаруживают в себе боязнь высоты, ведь в их обязанности входит кроме прочего и взбираться по лестницам на мачты».
Мосеев Александр (курсант четвертого курса Мурманского филиала Государственного университета морского и речного флота)
«Сегодня я стою на вахте. Повезло, что не пошел в увольнение в первый же день. Смогу узнать от ребят куда тут можно сходить, что посмотреть. Я на паруснике пока что только месяц, останусь до ноября. Пребывание на «Седове» — это впечатление на всю жизнь. Я думаю, что вернусь сюда матросом или электромехаником. Здесь не практика, а настоящий курорт. Я очень рад, что попал сюда».
Зигфрид Хагеманн (легендарный пассажир «Седова». Ежегодно проводит на паруснике по два-три месяца начиная с 1991-го года)
«У меня в команде появилось много друзей. Мне нравится спокойствие, которое я ощущаю во время плавания, нет круизной суеты. За все годы я даже выучил немного русский язык. С удовольствием участвую в повседневной жизни команды. Вот только последнее время возраст не позволяет помогать во всем. Самое яркое впечатление получил во время катания на шлюпках вокруг корабля и при пересечении экватора».