Барк «Седов»: операция «Парус» в Балтийском море
Несмотря на непростые погодные условия — осенне-зимний период в Северном и Балтийском морях считается самым напряженным — не прекращаются судовые работы по замене бегучего такелажа, ремонту парусов и покрасочные работы: предстоит заход в немецкий порт Киль, где в далеком 1921 году легендарный четырехмачтовый барк был спущен на воду.
Пришло время заменить нижний марсель первой грот мачты: износился стальной трос, вшитый в кромку паруса. В кладовой парусного мастера Игоря Григорьевича Евдокимова порядок как в аптеке, на каждом парусе — специальная бирка с названием мачты и паруса: в парусной мастерской проверили состояние нижнего марселя на замену и через горловину трюма на шкафуте подняли его на палубу. Длина нижнего марселя, как и самого рея — 28 метров, расстояние от 1-й грот-мачты до крыла капитанского мостика, да и весит он немало — около двухсот килограммов. По всей длине курсанты перевязали его сезнями для предстоящего подъема наверх, потом приступили к изготовлению специальных шнуров — ревантов, ими парус через люверсы крепится к лееру на рее.
Для снятия и подьема парусов на реи на каждой мачте есть специальный рабочий конец, он заводится на грузовую лебедку, а дальше — дело техники. По команде боцмана курсанты растягивают поднятый лебедкой парус вдоль рея, отцентровывают его, надевают стальные кольца нок-бензельных углов на гаки — крюки, расположенные на оконечностях реев или так называемых ноках, затем крепят парус к рею сезневками и, наконец, ревантами через люверсы паруса подвязывают к стальному лееру — процесс довольно трудоемкий. Практика в море — это не отдых и не увеселительное приключение, хочешь стать настоящим моряком — придется попотеть, запомнить названия несметного количества снастей и изрядно потрудиться.
Справка
Учебное парусное судно — барк Росрыболовства «Седов» — самый большой в мире парусник. Построен в 1921 году. Длина — 117,5 метра, водоизмещение 7 320 тонн, экипаж — 230 человек, площадь парусов — 4192 квадратных метра. Судно заложенное на верфи Круппа в Киле (Германия), первоначально называлось «Магдаленна Виннен» (Magdalene Vinnen) по имени дочери первого владельца. Судно строилось для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году «Седов» сменил владельца, был переоборудован кубриками на 70 кадетов и начал использоваться одновременно как грузовое и учебное. Новое имя — «Командор Йонсон». Во время 2-й Мировой войны барк ходил в Балтийском море под военно-морским флагом Германии. После войны «Командор Йонсон» был передан СССР по репарации. В начале 1946 года на паруснике был поднят флаг СССР и под новым названием его перевели в класс учебных судов. В 1991 году передан Мурманскому государственному техническому университету (МГТУ), являющимся подведомственным образовательным учреждением Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство). Барк «Седов» занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый крупный сохранившийся до наших дней парусник.