Международная конференция «Баренц регион и за его пределами: Интернационализация высшего образования» 2−3 июня 2015 г. в университете Нурланд, г. Буде, Норвегия
Первый проректор МГТУ
Программа конференции включала в себя выступления представителей высших учебных заведений Баренц-региона. Многие актуальные проблемы, процессы, вызовы и результаты международного сотрудничества в сфере высшего образования были представлены участникам. За последние 20 лет научное и образовательное сотрудничество в европейском арктическом регионе развивалось интенсивно и результативно, чему много примеров в сфере академической мобильности, создания совместных образовательных модулей, проведение научно-практических семинаров, конференций.
Доклады Натальи Кукаренко «Российский путь интернационализации: пример модернизации высшего образования» и Веры Скоробогатова: «Роль институтов в признании академической мобильности» вызвали интерес слушателей актуальностью представленных тем. Выступающие рассказали о том богатом опыте интеграции российской системы высшего образования в международное образовательное пространство, которое был получен после подписания Болонской декларации в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому.
Катарина Бергер, в свою очередь, подняла вопрос о роли современных информационных технологий в изменении методики преподавания, составления учебных планов и образовательных маршрутов для студентов 21 века, где слово мобильность значит свобода передвижений, свободный доступ к образовательной информации, индивидуальное накопление знаний, приобретение и развитие навыков и способностей для успешной конкуренции на европейском рынке труда. В том числе, обсуждались вопросы взаимодействия научно-исследовательских школ, междисциплинарная направленность многих образовательных программ, что может создать импульс для развития самих вузов, их взаимодействия с бизнес сообществом и влиянием, которое они могут иметь на принятие административных решений на уровне межгосударственного общения.
Ингвид Броч поделилась с присутствующими результатами исследований основных тенденций в сфере культурного взаимодействия студентов и преподавателей из разных стран в своей работе «Сотрудничество в сфере высшего образования: есть ли необходимость в общей культуре и общем языке?» Янек Вайрс-Йенсен исследовал вопрос культурно-социально-образовательной адаптации российских студентов в норвежской академической среде.
В заключительном панельном обсуждении было предложено продолжить сотрудничество в сфере гармонизации высшего образования и научно-исследовательской деятельности, способствовать формированию единых стандартов, учебных планов, поддерживать академическую мобильность студентов и преподавателей в Баренц-регионе и за его пределами, продолжая развивать такой формат, как сетевые университеты, например Университет Арктики.