Преподаватели МГТУ поделились впечатлениями о переходе на дистанционное обучение
Преподаватели Мурманского государственного технического университета поделились впечатлениями о переходе на дистанционное обучение.
Дякина Т. А., профессор, доцент кафедры химии, к.х.н.:
«Есть опыт проведения вебинаров для обучающихся средних школ и учителей, но формат дистанционного обучения был в новинку. Реакция студентов — спокойная. Судя по всему, у ребят увеличилась нагрузка и ответственность, поскольку результаты работы в течение занятия они должны представлять сразу после его окончания. С моей точки зрения у ребят всё получается. К тому же они в такой ситуации вынуждены пользоваться дополнительной литературой, что, несомненно, повышает качество знаний.
Теоретическое обучение отдельных тем химических дисциплин в дистанционном формате вполне возможно. Однако, как известно, химия — наука экспериментальная, поэтому работу в лаборатории, выполнение экспериментальных работ собственными руками, реальное наблюдение эффектов химических процессов невозможно заменить дистанционными технологиями. Кроме того ФГОС ВО по направлению „Химия“ запрещает проводить в виртуальном режиме лабораторные работы. Да и студенты за это время просто соскучились по лаборатории».
Ромахова О. А., старший преподаватель кафедры математики, информационных систем и программного обеспечения:
«Формат был в новинку, хотя раньше элементы дистанционной работы я и внедряла в учебный процесс. Не хватает живого общения: посмотреть в глаза, уловить настрой, привлечь внимание. Студенты реагировали неплохо, но те же проблемы с отсутствием живого общения. Плюс сложности с передачей письменной информации (спасибо смартфонам с хорошими камерами — спасители).
В целом — вполне рабочий вариант в случае таких форс-мажорных обстоятельств. Но, как и во всем, есть свои минусы, которые нужно учиться компенсировать, свои особенности, которые нужно учитывать».
Власов А. Б., заведующий кафедрой электрооборудования судов, профессор:
«В контексте „аварийных“ занятий оцениваю дистанционный формат положительно. Потом можно выделить процент занятий для дистанционной работы (например, 1−2 дня в неделю). Но требуется менять принцип опроса, заданий, оценки.
Студенты работают, электронные конспекты читают, контрольные пишут, желание сделать хорошо — есть. Следует искать способы поощрять лучших и, так сказать, отлавливать разгильдяев».
Гарбуль А. В., доцент кафедры микробиологии и биохимии:
«Формат мне очень хорошо знаком, и в работе с ЭИОС трудностей не возникло. Мои студенты реагируют хорошо, своевременно присылают ответы на задания, молодцы. Всё отлично, можем смело продолжать!»
Литвинова М. Ю., доцент кафедры микробиологии и биохимии:
«В свое время такой формат активно использовался в Институте дистанционного обучения нашего Университета, поэтому трудностей не возникло.
Разные группы обучающихся реагируют по-разному. Студенты старших курсов подходят более ответственно к своевременному выкладыванию материала в ЭИОС. Возможно, младшекурсникам хватает мотивации и самодисциплины.
Пожалуй, единственный минус такого формата — это невозможность проведения лабораторных работ в полном объеме. Но в данной ситуации это единственно возможная и действенная форма образования».
Лейко Н. Н., доцент кафедры автоматики и вычислительной техники, к.т.н.:
«Формат понимаемый, не в новинку. Сначала определялись, где работать — студенты поддержали мессенджер Discord. У тех ребят, у кого есть желание — у них получается всё, кое-кого нужно подталкивать, конечно.
В целом воспринимаю положительно такой формат. Это не полная замена, но вполне адекватное дополнение к привычному формату. Считаю, нам нужно иметь единую для университета платформу для проведения такой работы.»
Глухих Я. А., доцент кафедры иностранных языков, к.ф.н:
«Да, такой формат новый для меня. Поначалу тяжело перестроиться на удаленную работу. Использование дистанционных образовательных технологий — это новые возможности коммуникации, новый уровень взаимодействия между преподавателем и студентами. Преподаватель получает новую роль — роль проводника знаний, помощника и консультанта. Современные средства дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель — оперативно реагировать на запросы студента, контролировать и своевременно корректировать его работу. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, работая на ЭИОС, посредством Skype, Discord. Студенты реагируют положительно, но, сравнивая очную и удаленную формы, предпочли бы работать, конечно, очно, когда отклик быстрее, есть живое, ничем незаменимое общение.»
Михайлюк А. В., доцент кафедры общей и прикладной физики, к.ф.н.:
«Формат был новым для меня. Были некоторые трудности в составлении электронного варианта подачи учебного материала на лекционных и практических занятиях, проведения лабораторных работ.
Студенты реагировали по-разному. Некоторых, например, пугала неопределённость, как долго это всё продлится. Но они молодцы — работали, выполняли домашние задания, конспектировали лекционный материал, смотрели рекомендуемые мной видеолекции.
Как дополнительный формат к очному или заочному обучению оцениваю такую дистанционную работу положительно.»