Преподаватели МГТУ продолжают делиться мнениями о дистанционном обучении
Преподаватели Мурманского государственного технического университета продолжают делиться мнениями и впечатлениями об образовательном процессе в режиме дистанционного обучения.
Пантилеев С. П, доцент кафедры строительства, теплоэнергетики и транспорта:
«В новых условиях „удалёнки“ очень пригодились собственные курсы в электронной образовательной среде. Если курсы подробно разбиты на конкретные темы с контрольными вопросами и тестами. Там же находятся учебно-методические комплексы (лекции, МУ для практических и лабораторных занятий, МУ к выполнению КР и РГР). По ответам на контрольные вопросы, которые студенты присылают преподавателю по эл. почте последний хорошо видит степень освоения предмета (в обратной связи указывает на ошибки), а по итогам тестирования формируется полная оценка освоения данной темы студентом.
То же самое и с выполнением КР и РГР.
Власов А. В., доцент кафедры Автоматики и вычислительной техники, канд. техн. наук:
«Фактически, большую часть читаемых мною дисциплин я так или иначе подготовил к переходу на дистанционный способ работы ещё год-два назад. Необходимость была вызвана работой со студентами-заочниками, у которых число аудиторных часов сокращено. Отсюда выстроился примерно такой подход к преподаванию дисциплин: есть полный набор методических указаний (мы ведь качественно готовились к аккредитации); есть виртуальные лабораторные работы (которые можно выполнять дома); есть бесплатно распространяемые программные средства, которые изучаются по ходу дисциплин; есть балльно-рейтинговая система, учитывающая фактические успехи студента. С этим багажом студент мог достаточно эффективно работать как в аудиторных условиях, так и удаленно (заочная форма обучения, приболел
Из трудностей… когда объявили о переходе на „дистанционку“, через день у меня должны были быть две лекции и два практических занятия. Получалось, что в дистанционной форме. Студенты первого курса предложили провести занятие в Discord — это что-то типа продвинутого чата с возможностью передачи голоса и/или видео. О дискорде на тот момент я только слышал, но удалось разобраться достаточно быстро. А вот с подготовкой к ведению лекционных занятий возникла проблема. Нужно было по ходу лекции „стримить“ (передавать видеопоток для удаленного просмотра) слайды презентации и приемы работы в изучаемых программах с компьютера, на котором не было микрофона. Комментировать голосом в таких условиях не получалось. А со смартфона (на него я тоже установил дискорд) не удалось бы нормально воспроизвести видео. Получается, на компьютере не было „голоса“, а на смартфоне — „видео“. Я вышел из ситуации так: завел две учетных записи, и по ходу работы одна из них (компьютер) передавала видеоряд, а комментарии шли с другой (со смартфона). На первой же лекции оказалось, что такой подход удобен и достаточно эффективен. Правда, поначалу сильно мешало то, что я слышал собственный голос в наушниках, т.к. с точки зрения учётной записи компьютера, голосовая учетная запись — это другой пользователь. Хорошо, студенты подсказали, как приглушить воспроизведение звука от конкретного человека. Выражаю благодарность группе АТППб19о за неоценимую помощь в нормализации дистанционной работы. Ну и ещё — в последние дни наблюдается некоторое ухудшение качества связи. Думаю, понятно, с чем это связано.
Выражаясь молодёжным сленгом, у ребят такой формат обучения „зашёл“. Был сильно удивлён, когда некоторые студенты, скучавшие на обычных лекциях, в дистанционном варианте прямо преобразились. Вопросы по делу задают. Сразу видно — следят за ходом изложения материала. Возможно, в наш век интернета, гаджетов и видео на Youtube, это и есть один из самых эффективных способов передачи информации молодому поколению. Практические занятия тоже понравились. Если обучаемым что-то непонятно — я запускаю стрим и демонстрирую нужные приемы работы. Если кто-то хочет защититься — то запускает стрим сам. Подключаюсь я, подключаются все желающие. В результате, ответ на защите излагает один студент, а усваивают информацию несколько — голосовой чат-то общий. Пока у меня складывается ощущение, что эффективность работы со студентами осталась на прежнем уровне, если не повысилась. Посмотрим. Особенных сложностей с использованием описываемого способа работы у студентов не было. Молодое поколение вообще быстро адаптируется к современным цифровым технологиям и новым программным продуктам. У пары человек наблюдаются проблемы с производительностью домашних компьютеров — плохо „тянут“ специализированные программы.
Я считаю, что это весьма неплохой вариант проведения занятий в экстренных случаях — как сейчас. Для замены обучения в нормальных условиях подходит мало — особенно, если говорить про студентов технических специальностей, где для качественной подготовки требуется обязательно что-то пощупать, покрутить, понастраивать. Возможно, стоит задуматься над расширением опыта применения дистанционных технологий в данном варианте для студентов заочной формы обучения. Например, организовать для них дистанционно несколько постановочных лекций и (где это возможно) практических занятий в начале учебного года, осенью. Полагаю, это существенно упростило бы им „вхождение“ в некоторые дисциплины.
Из тех способов дистанционного обучения, с которыми я успел познакомиться, ни один не может похвастаться низким порогом вхождения. Везде есть заморочки с настройками, не все действия интуитивно понятны. Если широко применять данный формат обучения — необходимо остановиться на нескольких способах, и для них организовать разработку документации, доступной пониманию даже не очень сильно подкованного технически человека».
Кулик О. М., преподаватель ММРК имени И. И. Месяцева:
«Формат дистанционного обучения был для меня не в новинку — имела опыт преподавания в ИДО МГТУ. Но обучающиеся, поступающие заведомо на дистанционное образование, имеют представление о том, что их ждёт. В данном же случае в связи с крайней необходимостью переход на дистанционную форму был очень резким, поэтому морально ни я, ни студенты не были готовы. Но через несколько дней все адаптировались, работа наладилась. Студенты выполняют задания вовремя, возникающие трудности легко обсуждаются и решаются по телефону или электронной почте. Дистанционное образование не может заменить очного обучения. Если лекционный материал или практические работы ещё можно осваивать дистанционно, то лабораторные работы — конечно, нет».
Ключников С. А., преподаватель кафедры физического воспитания и спорта:
«Для преподавателя физического воспитания дистанционное обучение — дело необычное, новое. Каждое новое дело даёт развитие и позволяет сравнить свою работу с работой преподавателей других кафедр. Работу в ЭИОС ранее не случалось оценить по достоинству. По мере освоения дистанционного обучения понял, что можно извлечь много полезной информации и сэкономить драгоценное время. Дистанционная форма обучения не может качественно заменить контактную работу (живое общение) в элективных дисциплинах по ФКиС. Но в сложившихся обстоятельствах такая работа полностью себя оправдывает. В дальнейшем планирую дополнительно использовать приобретённые знания в работе с обучающимися».
__