Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Блог ректора: почему нельзя не трансформировать вузы Мурманской области?

  • 18 марта 2023
  • 176
Блог ректора: почему нельзя не трансформировать вузы Мурманской области?

Во втором выпуске видеоблога, посвящённого процессу трансформации двух ведущих вузов Мурманской области — МАГУ и МГТУ, названы три ключевых причины обьединения вузов. По сути, звучит ответ на вопрос: «Почему нельзя этого не делать?».

Первая причина — гиперконкуренция между вузами. Еще в конце прошлого века мы могли себе позволить думать только о конкуренции внутри региона и, в основном, бороться только за регионального абитуриента. За последние 20 лет ситуация в корне изменилась. Вузы России осознали, что они все конкурируют между собой на национальному уровне за лучших абитуриентов и, как следствие, за ресурсы. Эта ситуация обусловлена, в первую очередь, введением в России единого государственного экзамена и даваемого им права поступить по его результатам в любой вуз страны. То есть шансы на поступление в ведущие вузы страны у абитуриентов, проживающих в Мурманской области или Москве, Санкт-Петербурге, одинаковы

Внедрение ЕГЭ привело мурманские вузы к тому, что поступающие в них региональные абитуриенты преимущественно поступают по остаточному принципу. Об этом говорит такой показатель, как средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета по всем формам обучения. Среднее арифметическое значение этого показателя за 10 лет с 2012 по 2021 годы для МГТУ составляет чуть более 61 балла, для МАГУ — почти 64. Это говорит о том, что оба университета находятся в одинаковой ситуации относительно качества поступающих в них абитуриентов.

И в настоящее время в ситуации гиперконкуренции вузов в России оба университета Мурманской области проигрывают эту борьбу. Абитуриенты и их родители, и здесь я говорю не только о нашем регионе, но и о других субъектах РФ, голосуют против наших университетов, что называется «ногами» и «деньгами». И далее, если ничего не делать, ситуация будет только ухудшаться. Наши рейтинги и ресурсы будут продолжать снижаться на фоне развивающихся конкурентоспособных вузов страны.

Второй ключевой причиной является отсутствие у вузов Мурманской области ресурсов для развития. Уже почти 20 лет Учредитель — Минобр Р Ф — выделяет вузам дополнительное финансирование только на конкурсной основе. Как правило, для этого создаются специальные программы или конкурсы. Например, с 2006 года был запущен отбор в касту Федеральных университетов, с 2008 по 2010 годы отбирали на конкурсной основе Национальные исследовательские университеты, с 2012 по 2020 годы — действовала программа 5−100, с 2016 по 2017 годы — проводился отбор опорных университетов. С 2021 года запущена масштабная федеральная программа поддержки развития вузов «Приоритет 2030». Успешно участвуя в таких программах и конкурсах, вузы получают дополнительное финансирование под реализацию своих программ развития.

В чем собственно проблема? Все очень просто. Если мы хотим получать от государства дополнительные ресурсы на развитие, нам необходимо участвовать в федеральных программах и конкурсах поддержки вузов. Своих средств, получаемых по государственному заданию или зарабатываемых вузом, нам на развитие не хватает. А чтобы заходить в такие конкурсы и программы, необходимо соответствовать требованиям. Например, для «Приоритет 2030» необходимо иметь: 1) доход вуза из всех источников не менее 1 млрд рублей; 2) количество обучающихся по программам высшего образования очной формы обучения не менее 4 000 человек и 3) доход от науки в доходах вуза из всех источников не менее 5%. В настоящее время ни один из вузов Мурманской области не выполняет в полном объеме эти требования и, как следствие, не может зайти в данную программу.

Но возникает вопрос, а можно ли не участвовать в таких программах и конкурсах федеральной поддержки? Да, конечно, можно. Но тогда мы должны нести ответственность за то, что вуз не будет иметь средств для своего развития, что, собственно, сейчас и происходит. Как следствие, мы еще больше будем проигрывать конкурентную борьбу. Это приведет к деградации деятельности вуза и, в итоге, к смерти университета.

Третья ключевая причина — это изменение запроса обучающихся к вузам. Наблюдения показывают, что даже изначально успешные студенты уже через полгода теряют мотивацию к получению образования. Каковы же их ожидания? Во-первых, есть запрос на индивидуализацию своей образовательной траектории и возможность влияния на нее. Во-вторых, методики, подходы, модели, нормы и метрики, которые мы используем, не работают в виду глобальных технологических изменений, даже если они были актуальными еще 5−10 лет назад. Мы очень часто опираемся на свой опыт обучения в вузе, считая его релевантным, и масштабируем его на настоящее время. И в этом мы заблуждаемся. В-третьих, мы не всегда можем обеспечить актуальность тем знаниям и компетенциям, которые мы даем и формируем.

Как мы видим, все указанные причины взаимосвязаны. И это только доказывает, что нам необходима именно системная трансформация базовых процессов университета.

Но прежде, чем обсуждать суть наших изменений, необходимо четко представлять, в каком глобальном контексте мы находимся, и какие он предъявляет к нам требования. Мы являемся свидетелями четвертой промышленной революции, эпохи смены технологического уклада. О том, как это влияет на университет, какие это дает нам возможности для проектирования позитивных изменений в нем, мы поговорим в следующем выпуске.

Поделитесь ссылкой
Разделы
Архив МГТУ