Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Дарья Колотова: самое главное, учитесь там, где хотите сами и на того, кем себя видите в будущем

  • 26 декабря 2019
  • 211

Героем следующей публикации цикла «Наука в МГТУ» стала младший научный сотрудник кафедры химии Дарья Колотова. Девушка в 26 лет достигла высоких результатов в науке, принимая участие в интереснейших международных проектах. Сегодня она расскажет нашим читателям о том, как студенту стать ученым, обо всех сопутствующих трудностях и, конечно, приоткроет завесу тайны, подробнее рассказав о проектах, в которых принимает участие.

— Расскажите о себе. Как вы попали в МГТУ? Какой путь проделали? Каких результатов достигли на сегодняшний момент?

— Я коренная мурманчанка. Окончила гимназию № 3. Сейчас мне уже 26 лет.

Не могу сказать, что всегда хотела заниматься именно химией. Но, как сейчас помню, в 8 классе к нам пришла новая учительница. Она настолько интересно вела уроки, настолько здорово и понятно рассказывала, что в старших классах я все-таки решила, что хочу связать свою жизнь с химией. Правда, на тот момент мне было не совсем понятно, как именно я применю свои навыки, кем буду работать.

Весь 11-й класс я очень усердно готовилась к поступлению в МГТУ. Я успешно сдала экзамены и в 2011 году поступила. Бакалавриат я закончила в 2014-м и решила продолжить получать образование.

В магистратуре у меня была довольно интересная тема исследования — получение рыбного желатина из недоиспользованных водных ресурсов, добываемых на Кольском полуострове. Тогда я впервые приобщилась к научному сообществу. Мы составили заявку совместно с Санкт-петербургским государственным университетом с профессором Борисом Анатольевичем Носковым и выиграли небольшой грант при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

В течение двух месяцев я проводила исследования в Петербурге. Мне это было по силам, потому что университет российский и тема проекта «Делатационные поверхностные свойства растворов желатина с поверхностно-активными веществами» была тесно связана с темой моей диссертации.

Я окончила магистратуру, и Светлана Ростиславовна Деркач предложила мне поступить в аспирантуру, потому что ей требовался аспирант в проект который осуществлялся совместно кафедрой химии МГТУ и Норвежским университетом науки и технологии (г. Тронхейм).

Это был очень полезный и интересный опыт. Впервые я работала с иностранными коллегами. Для меня тема исследования была совершенно новой, и это добавляло трудностей на первых этапах. Проект назывался «Комплексная транспортировка нефти в условиях Арктики». Он оказался очень интересным, ведь он нацелен на решение глобальной проблемы — предотвращения гидратообразования в транспортных системах. Особенно это актуально в условиях Арктики, ведь низкие температуры служат катализатором для образования кристаллогидратов, газогидратов в трубопроводах. При транспортировке нефти по трубопроводам при низких температурах происходит кристаллизация воды и парафинов, что приводит к повышению вязкости нефти и образованию парафино-гидратных пробок, устранение которых требует серьезных энергозатрат.

Нашей задачей было найти оптимальное решение для усовершенствования технологии холодного потока. Мы изучили водонефтяные эмульсионные системы и подробно исследовали процесс образования микрогидратов в трубопроводах.

Проект предполагал, что часть исследований у нас пройдет в МГТУ, а часть — в лаборатории «Угелстад» норвежского университета. Для себя я подчеркнула, что там студенты менее загружены учебой и имеют больше свободы. Казалось бы, это может привести к снижению успеваемости. Однако, напротив, студенты там очень целеустремленные и прилежные. Приятно было работать с такими людьми.

В общей сложности в Тронхейме я провела год. Там я занималась исследованиями, посещала семинары, лекции, участвовала в конференциях, писала статьи. Сотрудничество наше оказалось очень плодотворным. Мы написали несколько совместных научных статей и, закономерно, что моя кандидатская диссертация включает в себя большое число результатов, полученных во время работы над этим проектом.

— Расскажите о ваших научных интересах в целом.

Сейчас я готовлю кандидатскую диссертацию по проблемам транспортировки водонефтяных эмульсий. Тема очень интересная и важная, на мой взгляд. И все же в будущем я бы хотела вернуться к тому, с чего начинала, и продолжить изучать полисахариды и пищевые системы в целом. Лично для меня эта тема интереснее, и я вижу больше перспектив в этих исследованиях. Все знают, что нефть — ограниченный ресурс, и когда-нибудь это уже будет не так актуально, как сейчас. А проблема стабилизации и хранения продуктов питания будет актуальна многие годы. Кроме того, люди сейчас стремятся питаться сбалансировано, правильно и разнообразно. А значит, требования к продуктам и их составу растут. Наша работа, как химиков, разрабатывать новые составы и натуральные стабилизаторы. Но, опять же, трудно сказать, как сложится жизнь.

— Нашим читателям, особенно абитуриентам, было бы интересно узнать, как проходит процесс обучения на кафедре и как рядовому студенту дорасти до ученого.

На кафедре химии процесс обучения начинается с бакалавриата, который условно делится на 2 этапа. Первый этап длится 2,5 года. В течение этого времени все студенты обучаются в Мурманске, в наших аудиториях. Потом студенты на 1,5 года отправляются в Апатиты и обучаются на базе Кольского научного центра Российской академии наук в институте химии.

Это очень захватывающая часть обучения, потому что это первый шанс пообщаться с новыми людьми, которые непосредственно занимаются наукой. Такие люди всегда рассказывают много интересных историй и охотно делятся своим опытом. Именно там меня вдохновили на дальнейшую научную деятельность. На том жизненном этапе опыта мне еще не хватало, чтобы полностью осознать масштаб и важность научной деятельности в области химии. А в Апатитах я своими глазами увидела, как все происходит.

Благодаря такому опыту каждому студенту становится понятно, куда он хочет двигаться дальше, какое направление химии изучать, заниматься наукой или пойти трудиться на производство.

Я считаю, что, приложив усилия, каждый студент может достичь успехов не только в учебе, но и в науке. Вопреки распространенному мнению, я считаю, что не обязательно ехать в другой регион или страну за образованием — у нас в МГТУ студенты получают очень достойный уровень. Все зависит только от желания студента.

— Без чьей помощи вы бы не смогли обойтись? Кто помогает вам сейчас?

В первую очередь я бы не справилась без помощи и поддержки моего научного руководителя Светланы Ростиславовны Деркач. Это особенный человек, который всех может собрать, заинтересовать, направить в нужное русло. У нее всегда много идей, планов и, главное, она умеет мотивировать. Для меня Светлана Ростиславовна — пример трудолюбия, этим человеком я вдохновляюсь и стремлюсь стать таким же специалистом.

Конечно, все сотрудники кафедры очень мне помогали и помогают до сих пор. У нас замечательные преподаватели. Я бы отметила всех абсолютно. Персонал научных лабораторий тоже очень помогает студентам. Тут никто не остается один, всем помогают, вдохновляют, направляют. Я всем советую идти учиться к нам на кафедру.

Над многими проектами мы работаем вместе с кафедрой Технологий пищевых производств (ТПП). Коллектив тоже очень поддерживает и всячески помогает студентам.

— Сложно ли вам совмещать научную деятельность и личную жизнь (семью, друзей, увлечения, отдых)?

Бывает трудно, но это возможно. Нужно понимать, что в научной деятельности есть несколько периодов. Бывает затишье, когда есть возможность в своем привычном темпе заниматься работой, удается планировать и свободное время. А бывают времена (чаще всего это конец года), когда мы пишем отчеты, студенты сдают сессию. Аспиранты тоже в этот период сдают зачеты и экзамены. Приходится сильно концентрироваться на учебе.

Работа в научной сфере — это бесконечное саморазвитие. Перед исследователями постоянно возникают самые разные вопросы, и чтобы их решить, необходимо постоянно получать новые знания и освежать ранее полученные. Это дело, которое никогда не наскучит, при условии живого интереса, самоотдачи и любви к нему. Я считаю, что студенту должно быть интересно учиться, и тогда он все сдаст и все сможет.

— К чему вы стремитесь в своей работе на данный момент? Какая ваша приоритетная цель?

Моя самая главная цель на данный момент это защита кандидатской диссертации, которая состоится в первой половине 2020 года. Надеюсь, что все получится.

После этого я хочу остаться работать в МГТУ над проектами, в которых участвую. А потом… посмотрим, как жизнь сложится.

— Какое напутствие вы дадите нашим студентам и абитуриентам?

Тем, кто не может определиться с выбором профессии, я советую обратить внимание на дни открытых дверей и другие профориентационные мероприятия в университете: мастер-классы, олимпиады и т. д. В МГТУ они проходят довольно часто.

Помните, что от выбора образования зависит и ваша будущая профессия. Поэтому к вопросу выбора вуза нужно подходить максимально серьезно. Но, повторюсь, чтобы стать действительно хорошим специалистом, заниматься наукой и делать мир лучше, не обязательно ехать далеко от дома. У нас в МГТУ работают невероятно сильные профессора, здесь развитая материальная база, мы сотрудничаем с крупнейшими вузами страны и зарубежья. Так что и тут можно стать асом своего дела, было бы желание. Я считаю, что все в жизни человека зависит от этого фактора.

Также стоит отметить, что в МГТУ учится не такое уж огромное число студентов, за счет чего подход к образованию тут более индивидуальный. Это определенно сказывается на студентах только положительно.

Самое главное — учитесь там, где хотите сами и на того, кем видите себя в будущем.

Поделитесь ссылкой