Началась реализация проекта «Прикоснуться к Арктике»
Летом 2023 года началась реализация проекта Института креативных индустрий и предпринимательства МАУ «Прикоснуться к Арктике» в рамках грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Музей 4.0».
Проект посвящен интерпретации исторического наследия Арктики средствами художественной культуры и созданию доступной среды для слепых и слабовидящих людей. В рамках проекта создается серия из восьми тактильных барельефов, рассказывающих об истории Российской Арктики.
Работа над тактильными барельефами требует не только профессиональных знаний и владения мастерством скульптора, но и достаточно серьезной подготовки в области коррекционной педагогики и истории. Поэтому в проекте участвуют специалисты культурологи, тифлопедагоги.
Тифлокомментирование — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
26 августа преподаватели ИКИиП Елена Юрьевна Терещенко и Зоя Юрьевна Желнина приняли участие в обсуждении скульптурных эскизов.
Творческую часть проекта реализуют петербургские скульпторы Наталья Александровна Карпова и Василиса Николаевна Карпова.
Василиса Николаевна пояснила, что встреча позволила предварительно наметить сюжеты тактильных барельефов, в частности «Из двух эскизов, представленных по сюжету, посвященному
Из двух эскизов, посвященных быту поморов был выбран сюжет с крупной лодкой и была отмечена необходимость подробной проработки лодки (коча или карбаса, на выбор исполнителя); необходимость повысить узнаваемость рыбы как трески (летний лов) и определиться с одеждой поморов.
В сюжете, посвященным саамам, проработать анатомические соответствия северного оленя, историческую достоверность жилья саамов (кувакса или вежа) и санок (керёжи). Все детали очень важны, и требуют дальнейшей проработки".
Эскизы, выполненные из скульпторского пластилина, необходимы для моделирования будущей конструкции тактильной картины: на этом этапе фигуры и предметы могут быть вылеплены нечетко, в текущей работе важно установить соотношение элементов по размеру, выявить наложения
Скульпторы очень серьёзно относятся к этапу эскизов, далее изображения получат более крупные размеры, их создадут из специального долговечного материала. И это будет уже объёмная картина (барельеф), представляющая собой и музейный артефакт, и объект тактильного исследования.
А вы знаете, что пластилин был изобретён в конце XIX века? Но идут споры о том, в чём было его первоначальное назначение, есть версия, что его использовали для очистки пятен. Нет согласия и в том, чтобы установить, кто был автором самого первого рецепта этой мягкой массы. Немец Франц Колб в 1880 и англичанин Уильям Харбут в 1899 году описали новое изобретённое ими вещество. Каждый по отдельности запатентовал своё изобретение под схожими названиями: «Plastilin» и «Plasticine». Есть ещё одна версия: жил американец Джо Маквикер, который производил оконную замазку, и однажды он отправил новый образец своей родственнице, работавшей в детском саду. Та предложила детям вылепить что-либо из этой массы.
ХХ век можно назвать веком пластилинового детства, так как это один из самых доступных ресурсов для творчества и обучения. В настоящее время пластилин может быть не только цветным, но и магнитным, он может светиться, рваться как бумага. Но несмотря на ощущение, что это всё для забавы, всё же пластилин является одним из лучших материалов для творческих и образовательных проектов.
Пластилин для скульптора — это диалог с будущим произведением, который ведётся на ощупь.