Преподаватель МАУ Елена Голишникова — участник Всероссийского инклюзивного форума
«Инклюзия раздвигает границы возможностей и пространства» — под таким названием на площадке Тихоокеанского государственного университета состоялся Всероссийский инклюзивный форум высшего образования с международным участием.
С 22 по 25 мая 2024 года в Хабаровске собрались более 300 специалистов из 136 университетов России и Китая. Эксперты и представители Сети РУМЦ за 4 дня деловой программы обсудили ключевые вопр осы доступного образования и «бесшовный переход» ребенка из школы в вуз, представили актуальный опыт инклюзивного высшего образования, успешные практики регионов России и инновационные программы обучения.
В работе научного форума приняла участие Елена Голишникова, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ИПП, представив коллегам со всей Российской Федерации актуальный опыт инклюзивного высшего образования МАУ, успешные инклюзивные практики нашего университета. Она рассказала о деятельности студенческого объединения «Содружество равных возможностей», о творчестве инклюзивного театра МАУ «Я такой же, как и ты!», о новых проектах, которые были созданы и успешно развиваются начиная с 2024 года, о планах и перспективах развития инклюзивного волонтёрства в стенах МАУ и за его пределами.
Елена Голишникова: «Перед нами, членами „Содружества равных возможностей“ Мурманского арктического университета, стоит ответственность за усиление, одной из миссий вуза в отношении формирования инклюзивных ценностей на территории Мурманской области».
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова: «Условия для обучения ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья созданы на всех уровнях системы образования. Наша задача состоит в том, чтобы поддерживать их, обеспечивая „бесшовный“ переход ребенка из школы в вуз. Однако, обучить ребенка с ОВЗ — это только половина дела. Еще один важнейший аспект нашей деятельности заключается в том, чтобы по окончании вуза ребенок получил достойную работу и мог самостоятельно обеспечивать свою жизнь. И здесь университетам очень важно иметь прочные связи с работодателями, чтобы уже на первых курсах учебы студент понимал траекторию своего профессионального развития. И, конечно, огромное значение для успеха всей нашей работы имеет наличие в вузе инклюзивной культуры. Ребенок должен чувствовать себя таким же, как все обычные дети. Только в этом случае мы получим мотивированного студента с гарантией трудоустройства и полноценной жизни в обществе безграничных возможностей. Уверена, у нас все получится! Желаю участникам Форума продуктивного диалога, в результате которого будут выработаны новые подходы и сформулированы ценные рекомендации. Вместе мы сможем!»
В рамках работы форума были организованы различные формы участия: треки, дискуссионные площадки, круглые столы:
⁃ «Инклюзивное пространство: методическое обеспечение образовательного процесса»
⁃ «Актуальные вопросы научно-экспертной оценки инклюзивных практик»
⁃ «Инклюзия в современном обществе: нерешенные проблемы, новые вызовы».
Благодарим Тихоокеанский государственный университет за отличную организацию Форума. Эксперты Сети РУМЦ поставили новые задачи, включая подготовку к приемной кампании 2024 года.
РУМЦ ТОГУ опубликовал текст резолюции по итогам Всероссийского инклюзивного форума в Хабаровске.
В завершение Форума директоры сети РУМЦ, представители вузов России, органы государственной власти Хабаровского края утвердили резолюцию, в которой содержатся следующие положения:
Необходимо:
1. Организовать работу по развитию готовности к самозанятости у выпускников инвалидностью.
2. Разработать и провести обучение по программе «Инклюзивная культура работодателей».
3. Разработать Концепцию непрерывного, «бесшовного» инклюзивного образования и внедрить ее в субъектах РФ с учетом опыта РУМЦ ВО.
4. Рекомендовать тиражирование опыта сети РУМЦ и вузов-партнеров на различных мероприятиях всероссийского уровня.
5. Рассмотреть возможность организации всероссийского форума студенческих объединений, реализующих практики в сфере инклюзии.
6. Рекомендовать вузам повысить публикационную активность в освещении деятельности по развитию высшего инклюзивного образования.
7. Расширить спектр направлений научных исследований в сфере инклюзивного высшего образования, в том числе с международным участием.
8. При формировании штатного расписания учитывать возможность привлечения специалистов по сопровождению лиц с инвалидностью.
9. Усилить работу по межведомственному взаимодействию по основным направлениям МКП: профориентация, трудоустройство, сопровождение, подготовка кадров.
10. Внести в ИПРА в раздел «Социальная реабилитация» подраздел «Юридическая помощь/консультирование (на основании № 442-ФЗ).
11. Поддержать инклюзивные информационные центры/лаборатории, обучающие студентов с нарушениями зрения компьютерной грамотности, а также системе Брайля, и повышающие их цифровые компетенции.
12. Усилить третью миссию вузов в отношении формирования инклюзивных ценностей на территориях.
Резолюция подвела итог работы Форума. А Хабаровск передает эстафету. В конце года мы узнаем, какой город следующим примет Всероссийский форум инклюзивных практик на своей территории.