АМК — на фестивале «КнигоЛёд»
Глагол «стелить», укравший формы «стлать», школьники, пишущие «сдесь» и воспроизводящие историческое написание, акающие «каравай» и «барсук».
Обо всём этом и многом другом рассказал в своей лекции «Биография слова: орфография» Владимир Пахомов, кандидат филологических наук и консультант портала «Грамота.ру».
Лекция прошла в рамках фестиваля «КнигоЛёд» на площадке Центральной городской библиотеки на пр. Кольском 83 и была посвящена тому, как биография слов-исключений, их происхождение, может прояснить современное написание, как под воздействием исторических процессов слово видоизменяется. Например:
Привычный для нас глагол-исключение «стелить» вполне спокойно относился ко 2 спряжению, а похожий «стлать» — к 1. Но из-за их схожести формы «стлать» отдали «стелить», чтобы убрать избыточность.
Кажущееся ошибкой написание «сдесь» на самом деле всего лишь повторение его исторического написания «сьдесь». Первый «ь» был редуцированным (сверхкратким) и в ходе истории исчез. Буква «с», оказавшись рядом с «д», привратилась в «з». Такое же преобразование произошло и со словом «здоровье».
Слово «барсук» тюркского происхождения (borsuk) и писалось с буквой «о», как и «каравай», произошедший от «коровы». Но из-за процесса аканья эти и другие слова стали писаться с буквой «а».
Кроме того, Владимир Пахомов познакомил слушателей с интернет-ресурсами «Орфографическое комментирование русского словаря» и «Академос», на которых можно узнать правильное написание слов и их происхождение. Вместе с посетителями поговорил о том, как даже в наше время меняются словарные статьи, написание слов и языковые нормы.
«Я думаю, что мы будем дальше спорить о языке. Практически в каждом поколении есть свои спороёмкие слова, которые вызывают желание защищать норму до последнего. В наше время это, например, „кофе“ и „звони́т“. Пока общественный запрет держится, держится и норма. Как только он падёт, наверное, через несколько поколений, норма изменится, но наши потомки будут спорить из-за других слов и не пускать их в литературный язык. Эта тема, пожалуй, вечна», — отмечает Владимир.
Текст Михаила Федотова
Фото Данила Терехова