Татьяна Кузьмичёва представила МАУ на всероссийской конференции в «Сириусе»
18−19 июня на базе Научно-технологического университета «Сириус» при поддержке Российской академии образования и Института коррекционной педагогики (г. Москва) прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Благополучие детей в фокусе внимания общества и государства». Площадка «Сириуса» объединила экспертов, педагогов, исследователей и общественных деятелей со всей страны в целях выработки консолидированной научно-профессиональной и общественной позиции по вопросу системных мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мурманский арктический университет представила директор Института педагогики и психологии Татьяна Кузьмичева.
С приветственным словом к участникам конференции обратились Анна Кузнецова, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации; Ольга Васильева, академик РАО, доктор исторических наук, профессор, президент ФГБУ «Российская академия образования» Олег Федоров, доктор педагогических наук, заместитель директора по образовательной деятельности Университета «Сириус» Наталья Фролова, и.о. ректора ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» Мария Львова-Белова, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В своем приветственном выступлении Татьяна Соловьева, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, научный руководитель Научного центра когнитивных исследований НТУ «Сириус», директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», определила направления работы конференции.
С пленарными докладами на конференции выступили Виктор Басюк, академик РАО, доктор психологических наук, вице-президент ФГБУ «Российская академия образования» Лариса Фальковская, кандидат психологических наук, директор Департамента защиты интересов детей Минпросвещения России; Олег Федоров; Татьяна Соловьева; Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, президент Национальной ассоциации игрушечников России; Елена Брель, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, доцент, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования ФГБУ «Российская академия образования» Алла Холмогорова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета Консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии МЗ РФ.
Мурманский арктический университет на конференции представила доктор педагогических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии Татьяна Кузьмичева. Она приняла участие в работе конференции в качестве модератора и спикера ключевой секции «Наука в практике образования детей с ОВЗ».
В своем докладе «Диалогическое взаимодействие студента и преподавателя: школа наставничества» Татьяна Викторовна отметила высокое значение идеи инклюзии, указав на важнейшую роль профессионального кадрового обеспечения: «Сегодня мы сталкиваемся с проблемой острого кадрового дефицита педагогических кадров. Без участия ответственных и грамотных специалистов разного профиля (педагогов, дефектологов, психологов, логопедов) инклюзия может дать имитацию результатов и всегда с тяжелыми последствиями. Поэтому одним из важнейших условий успешной инклюзии является повышение качества профессиональной подготовки выпускников педагогических и непедагогических направлений через организацию последовательного и продуктивного взаимодействия студентов и преподавателей вуза на всех этапах образовательного процесса и во всех основных видах и формах образовательной деятельности. Паритетное сотрудничество преподавателя и студента — это сближение их ценностных установок, взаимное понимание смысла совместно решаемых профессиональных задач и взаимная ответственность за качество их решения».
Татьяна Кузьмичева поделилась с коллегами успешным опытом такого сотрудничества, рефлексивно-диалогического взаимодействия студентов и преподавателей МАУ на примере проектных решений психологических и педагогических задач инклюзивной образовательной практики.
«В центре внимания практики — обучение подростков ориентации в трудных ситуациях как условие конструктивного совладания; помощь в адаптации ребенка с задержкой речевого развития к детскому саду; обогащение воспитательного опыта матерей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра; развитие проектировочных компетенций у будущих дефектологов и множество других проектов. Все практики направлены на поиск и реализацию потенциала и благополучие каждого ребенка, — отметила доктор наук. — Мы благодарим организаторов и участников конференции за важную дискуссию и уверены, что согласование и объединение профессиональных позиций представителей органов государственной власти, исследователей, практиков, общественности позволит создать по-настоящему устойчивую и гуманную образовательную среду для каждого ребенка».