Просто время изменилось, но заметили не все
Преподаватель МАГУ должен заниматься наукой. В принципе, на этом утверждении можно сразу поставить точку в ситуации, возникшей вокруг Мурманского государственного арктического университета в последние дни, которая взбудоражила едва не половину мурманчан. Ведь из тех, кто получал высшее образование в родных краях, пожалуй, большинство оканчивали именно этот старейший вуз региона.
История получила яркий эмоциональный окрас. Признаюсь сразу, автор этих строк в знаменитом «педе» не училась и абстрагироваться от персон, участвующих в истории, да и от эмоций, мне было значительно проще. Возможно, поэтому первое, что бросилось в глаза, — не боль за «гибнущее под пятой самозванцев» региональное образование, а призрак до боли знакомой технологии информационных кампаний, плавно подводящих к тому, что в политических кругах принято называть дестабилизацией обстановки. Да-да, ни больше, ни меньше.
На постоянном подогреве
Посудите сами. На прошлой неделе информационное пространство региона взбудоражило сообщение о якобы (сделаем на этом слове специальный акцент) увольнении из МАГУ сразу 12 преподавателей. Тема начала активно педалироваться интернет-ресурсом, который... в принципе любит что-нибудь да попедалировать.
Тут стоит заметить: двумя месяцами ранее этот же ресурс недвусмысленно предположил, что недолго МАГУ оставаться опорным вузом, звание которого он выиграл по конкурсу в прошлом году, войдя в число 33 опорных университетов страны. Основанием для такого вывода стали слова тогда министра образования и науки, а ныне министра просвещения РФ Ольги Васильевой, сказанные в марте этого года о том, что в скором времени перечень опорных университетов может быть обновлен «за счет тех вузов, которые не справились с задачей». К числу «тех» немедленно был отнесен МАГУ, и вся нехитрая конструкция тут же выплеснулась в Сети на обозрение публики.
Правда, всплеска народного гнева тогда не вышло. Педалировать ситуацию дальше на тот момент, видимо, оказалось нечем, и скандал затух, не успев разгореться. Другое дело сейчас — непопулярное кадровое решение. Оно оказалось настоящим подарком для желающих наковырять побольше дырок в днище флагмана регионального образования. Впрочем, не могу не признать — авторы последовательны в своей цели и на попытки привести университет в современное русло образования всякий раз отвечают бурным негодованием. Правда, пока дурнопахнущие снаряды ложатся мимо. Зато упорство в применении технологии «всякое лыко в строку» вызывает искренние аплодисменты. Другой вопрос: зачем? Может быть, ответ кроется в грядущей полной переаккредитации университета?
Буря в сетях
Впрочем, этот вопрос на протяжении всех попыток разобраться в сути конфликта возникает не единственный раз, обретая порой очень неприятный, настораживающий окрас.
В минувший вторник история достигла своего апогея, прогремев в социальных сетях открытым письмом одного из «уволенных» преподавателей. На пересказ тратить время не стану. Думаю, все, кто «в теме», уже ознакомились с ним либо могут сделать это в любое время. Заявляю сразу: никоим образом не смею ставить под сомнение авторитет этого, без сомнения, уважаемого многими студентами и выпускниками преподавателя. А личные ощущения от текста как очень эмоционального и малоконкретного, как говорится, к делу не пришьешь. Но! Опять все тот же до боли знакомый намек маячит в последних формулировках открытого письма под видом обращения к «бесстрашным студентам», которых «должны услышать». Если прибавить к этому появившийся под ним через девять минут комментарий с уже совсем недвусмысленным призывом к студентам выйти на улицы, вечер, как говорится, перестает быть томным: «Похоже, если учителя и студенты хотят добиться чего-то, тут поможет только митинг, широкий резонанс...». Авторство поста не указываю сознательно, поскольку тогда будут напрашиваться уже совсем другие — политические параллели. Но спустимся с высот на землю.
Именно открытое письмо спровоцировало бурю в сетях и, без преувеличения, раскололо мурманскую общественность на два лагеря — подтверждением тому сотни постов под публикацией, в которых призывы к разуму тех, кто действительно владеет ситуацией, больше походили на попытки перекричать ураган. И уже мало кто обратил внимание на ответ руководства МАГУ, опубликованный в тот же день на сайте университета. Хотя его и растиражировали многие СМИ.
Впрочем, ответ администрации учебного заведения предназначался не «диванным войскам», а конкретным 107 студентам, которые, действительно, еще 24 мая обратились к ректору и первому проректору с просьбой сохранить в должности преподавателей Социально-гуманитарного института, не прошедших процедуру конкурсного отбора. Как выяснилось позже, при этом многие из них не особо понимали, что, собственно, послужило причиной прекращения трудовых отношений вуза с преподавателями.
Сбой в контакте
Всей этой истории, наверно, могло бы и не случиться, не имей тут место проблема, которую она проявила на свет, как лакмусовая бумажка. Это признали и руководство вуза, и студенты.
— Мы увидели, что у нас действительно недостаточно работает система кураторства, — признает первый проректор МАГУ Ирина Шадрина. — Студенты, оказалось, имеют недостаточно информации о том, в частности, как происходит процедура избрания профессорско-преподавательского состава.
Урок оказался довольно жестким для всех сторон, поскольку кроме административных коммуникаций в вузе существует иерархия студенческого самоуправления, призванная в том числе быть максимально оперативным каналом передачи информации между сторонами. В этот раз где-то произошел сбой. Хотя, проведя несколько часов в стенах вуза, была свидетелем того, что о болевых для ребят точках руководство вуза осведомлено и пытается эти проблемы решать, а студенты, в свою очередь, понимают, в чем кроется корень зла и терпеливо ждут исправления ситуации.
Самая насущная, пожалуй, сегодня проблема — отсутствие столовой в стенах вуза. Причина тому — высокая арендная плата за пользование площадями МАГУ, находящегося в ведении Минпросвета России и не имеющего полномочий самостоятельно устанавливать расценки. Стоимость аренды диктует рынок, не особо щадящий желающих разместить свои торговые площади в центре города. В результате, как бы ни были благи намерения представителей общепита, цены на свои услуги они вынуждены держать совсем не студенческие. Как следствие, посетителей становится все меньше, платить аренду становится нечем — круг замыкается. Иные арендаторы до сих пор остаются должны вузу по 2-3 миллиона рублей. Руководство рассчитывает решить эту проблему к осени — к примеру, ведутся переговоры с комбинатом школьного питания.
Пора учиться думать
Упредить ситуацию на этот раз не удалось, но с начала этой недели работа руководства вуза начинается с разъяснений для студентов.
— Я побывал практически во всех группах. Оказывается, ребята просто не знали о том, что преподаватели именно избираются на свои должности, а не принимаются на работу чьим-то единоличным решением, — поделился Андрей Виноградов, директор Социально-гуманитарного института МАГУ, сотрудники которого не прошли аттестацию. — Большинство студентов оказались вовлечены просто потому, что они искренние и добрые дети и просто хотели помочь.
Сама была студенткой и не исключаю, что на месте нынешних ребят вполне могла бы купиться на призыв к справедливости, не обладай всей полнотой информации. Но прекрасная пора учебы в вузе не зря считается еще и периодом становления личности, когда хочешь не хочешь, но приходится учиться включать мозги. И в подобной ситуации как минимум проверить, что именно лежит в ее основе.
Педагог и есть ученый
А произошла вполне рутинная кадровая процедура — конкурс на избрание претендентов на должности профессорско-преподавательского состава в связи с истечением срока трудовых контрактов. Заявки на него подавали 130 соискателей. 12 человек оказались не утверждены. Кстати, двое из них являются внештатными работниками, так что если строго подходить к арифметике вопроса, то трудовые договоры не будут заключены с 10 сотрудниками.
Предвижу град камней в мою сторону в попытке убедить, что результаты выборов были предвзяты. Но давайте посмотрим на процедуру повнимательнее.
Основанием для проведения конкурса служит целый ряд нормативно-правовых документов, в том числе государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования. Согласно им претенденты, подавшие заявки на соискание должностей, сначала проходят через сито заседаний своих кафедр. Этому должен предшествовать ряд открытых занятий, на которые преподаватель приглашает как своих коллег, так и членов ученого совета вуза. Выбор кафедры определяется простым большинством голосов. Рекомендация может оказаться и отрицательной. Но это не служит основанием для отказа в прохождении последующей процедуры. А дальше она переходит на уровень ученого совета, каждый из членов которого делает подробный анализ и дает свое собственное заключение по поводу каждого кандидата.
Повторю, решение принимается не кулуарно, а большинством голосов ученого совета, в который входит 41 (!) человек, причем не все они являются сотрудниками МАГУ. Уже не говоря о том, что это ученые самых разных направлений, и заподозрить столь представительную и разнообразную компанию интеллигентных и вообще-то весьма занятых людей в глобальном сговоре против одного человека... Это надо обладать ну очень большой фантазией. Но и это еще не все.
Постепенная, а иногда, что греха таить, и скачкообразная реформа системы высшего образования неизбежно ведет к смычке преподавания и науки. Технологии и науки, в том числе и гуманитарные, стремительно развиваются — времени на раскачку нет ни у педагогов, ни у студентов. И поглощать знания эффективней всего уже не отходя от наковальни, где рождаются на свет новые открытия.
— Я буквально пару часов назад рассказывала студентам о новых результатах, которые получила месяц назад в своей лаборатории. И честно признаюсь, мне безумно жалко времени, которое мы все вынуждены тратить из-за сложившейся ситуации, — говорит проректор по научно-исследовательской деятельности МАГУ, кандидат физико-математических наук Мария Князева. — Многие воспринимают преподавание и занятие наукой как два совершенно параллельных вида деятельности. Это классическая ошибка, если хотите — наследие советского прошлого. Главный принцип реформирования высшего образования и за рубежом, и в России в том, что наука должна делаться в университетах, чтобы новые знания сразу проникали в образовательный процесс той талантливой молодежи, которая учится. Если преподаватель не занимается научной деятельностью, не развивается как ученый, не следит за последними событиями в науке, то как он может качественно преподавать свой предмет?
Именно поэтому для определения вовлеченности преподавателя в научный процесс существуют совершенно конкретные критерии. Один из них — количество научных публикаций и цитирований в рейтинговых научных журналах международного уровня. Не тех, которые «нравятся руководству МАГУ», как пытаются представить, а входящих в совершенно конкретные перечни Высшей аттестационной комиссии России, платформ Scopus и WEB of Science. Так вот, именно эти показатели и не были соблюдены соискателями, которые не прошли конкурсный отбор. Формальность? Но очень уж показательная. И почему-то 90 процентов профессорско-преподавательского состава, вышедшего на ученый совет, сочли необходимым ее соблюсти.
И, кстати, в 2015 году точно таким же образом университет не продлил трудовые отношения с 10 преподавателями, а в следующем — с двумя. Кто-то волновался тогда по этому поводу?
Ценить прошлое, но двигаться вперед
— Этот ответ студентам администрации МАГУ, размещенный на нашем сайте, для меня был исчерпывающим. Там все объяснено. У меня после этого не осталось ни одного вопроса, — оценивает ситуацию один из третьекурсников факультета, где учатся авторы защитной петиции. — Мне кажется, ребята просто не разобрались. И ответ этот мог бы появиться пораньше, тогда бы и проблемы не было. Но у студентов нет агрессии к университету. Ребятам в принципе нравится. Не устраивало бы что-то, до третьего курса мучиться бы не стали, перевелись бы давно.
— А я обратил внимание на авторов, которые оставляли свои комментарии в соцсетях. Они же практически все пишут, что учились здесь 5-7-10-20 лет назад. Но вуз тогда и сейчас — это уже совершенно разные учебные заведения. Поэтому и обращать внимания на это, мне кажется, не стоит. Надо, конечно, ценить свое прошлое. Но не стоит идти у него на поводу, — резюмировал председатель одного из студсоветов.
...А я подумала, что дело тут вовсе не в конфликте студентов и администрации университета, — конфликте, которого действительно нет. Просто время и впрямь стремительно меняется, и кто-то перестает за ним успевать. А уж желающих использовать это в своих интересах хватает всегда.