Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Что улитки могут рассказать о реликтовом озере в Арктике — заполярные студенты пытаются разгадать тайны острова Кильдин

После окончания серии экспедиций на остров Кильдин студенты МАГУ приступили к изучению материалов, собранных на озере Могильное. Оно считается уникальным, но сейчас в нем протекают негативные процессы. Комплексное исследование должно пролить свет на историю реликтового водоема и, возможно, его дальнейшую судьбу.

Бентос или живые обитатели дна — планктон, моллюски. В этой лаборатории студенты МАГУ изучают все, что удалось собрать на озере Могильное. Катя Кроль исследует морских улиток. Они живут на Могильном давно. А вот как попали туда — пока не понятно.

Стажер-исследователь научно-исследовательсткой лабораторией «Мониторинг и сохранение природы экосистем Арктики» Екатерина Кроль: «Так как они обитают и в Атлантике, и в Тихом океане — они могли заселиться сюда двумя способами. Первый это просто из Атлантики, второй — из Сибирских морей».

В соседней лаборатории изучают состав тяжелых металлов в воде озера. Исследование сложное — в несколько этапов. Дмитрий Юлусов, как говорят ученые, изолирует — освобождает пробы воды от органики.

Студент 3 курса МАГУ Дмитрий Юлусов: «Пробы с интервалом примерно полметра-метр. Запихиваем их в пробирки, чтобы определить уровень тяжелых металлов».

Очищенную от органики воду из озера Могильное сравнят. Долгое время на острове располагались воинские части. Повлияли они или нет на экосистему территории — и покажут исследования.

Студент 3 курса МАГУ Сергей Шумилов: «Если мы просто зафиксируем пробу с Кильдина, то увидим результаты — нам будет не с чем их сравнить. Это будут просто числа, которые не имеют никакого значения».

В этом году МАГУ получил грант РГО «Колыбельная трескового озера». Могильное — единственный в России и в Арктике представитель анхиалиновых морских озер. Они сообщаются с океаном под землей. Наверху воды в нем пресные. Глубже — соленая вода, где живет древняя, реликтовая треска. Самый нижний слой — мертвый. Сероводород. Но, кажется, озеро теряет свою уникальность. Верхний слой воды уже не пресный. Но еще и не соленый. Пока ученые могут объяснить это аномальной летней жарой.

Заведующая научно-исследовательсткой лабораторией «Мониторинг и сохранение природы экосистем Арктики» Мария Меньшакова: «Я все-таки надеюсь, что это погодная аномалия. Может быть, они усилят эту динамику — но хочется все-таки верить, что она не такая явная. И озеро сохранит свою уникальность».

Если изменение пресного слоя озера еще можно объяснить — ученым непонятно, почему увеличивается там слой мертвого сероводорода. Он поднялся на 2 метра.

Ответы на вопросы ищут не только в МАГУ — в МГУ и госуниверситете Санкт-Петербурга. На Кильдин предстоят еще экспедиции в следующем году. Выводы, которые получат исследователи, лягут в публичный доклад для Русского географического общества.

Поделитесь ссылкой