Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Кругосветное плавание учебного барка «Седов» продолжается

  • 6 августа 2012
  • 85

В строгом соответствии с планом перехода на День ВМФ — 29 июля была намечена смена курсантов и трейнизов — иностранных и отечественных гостей, готовых бесконечно долго стоять за штурвалом, лазать по вантам и вообще всячески подчеркивать свою любовь к морю, парусу, а главное к их любимцу — «Седову». И таких, поверьте, немало!

Парусники Росрыболовства неизменно, куда бы они не пришли, становятся центром внимания любого парусного действа. И не только потому, что они самые крупные в мире. По словам одного из таких энтузиастов, германского инженера-программиста Матиаса, он тратит все что успевает заработать на подобные круизы, поскольку атмосфера, царящая на наших парусниках уникальна, ибо способна воспроизвести эффект машины времени. «Создается впечатление, что ты находишься на борту рабочего клипера где-то на рубеже 19−20 веков.

А тот факт, что ваши парусники не вылизаны до мишурного блеска и не отполированы до последнего винтика подобно итальянскому «Америго Веспуччи» (учебный корабль Академии ВМС в Ливорно) или мексиканскому «Куатемоку» (учебный корабль мексиканских ВМС) только подыгрывает этому впечатлению — здесь все настоящее!..

И курсанты, превратившиеся за два с половиной месяца пребывания на «Седове» в уверенных в себе «марсофлотов», не только могут это подтвердить, но и, безусловно, запомнят «седовскую» практику навсегда. Позади бесконечная вереница парусных авралов, карабканье по вантам, величественная картина безбрежного моря, открывающаяся с салинга и зыбкая опора унтерперта при работе на реях… а впереди — интереснейшая морская жизнь, в которой появилась важнейшая точка отсчета…

После парада парусов — финального аккорда грандиозного фестиваля «Салюты Бреста — 2012» пути «Седова» и «Крузенштерна» разошлись. Первый продолжил свою кругосветку, а второй сначала отправился на ежегодный парусный фестиваль в Дуарнене, а затем на регату «Tall Ships' Races» в Лиссабон. Западный ветер начал отходить к северу и «Седов», постепенно сменив косые паруса на прямые, весело заскользил по непривычно спокойному Бискаю, известному своим коварным норовом.

Однако со временем ветер скис и, грозя окончательно порушить устоявшуюся репутацию, Бискайский залив стал напоминать зеркальную гладь, лишь изредка нарушаемую спинами китов, косаток и юрких дельфинов. Впрочем по ночам луч прожектора, нацеленный в воду, несколько расширял ассортимент обитателей моря. На поверхность выскакивали кальмары и даже летающие рыбки, далекие от того, чтобы взлетев, плюхнутся на палубу, как это предрекали опытные моряки. Они лишь лениво перебирали крыльями-плавниками, явно предпочитая полету водные хляби.

«Видать время еще не пришло, вот ближе к экватору они нам еще покажут класс пилотажа», — поясняли аксакалы моря, способные, не задумываясь, объяснить любое явление природы…Морская служба немыслима без памятных ритуалов. Утром 21 июля «Седов» подошел к точке, где была затоплена капсула с прахом его первого советского капитана Петра Сергеевича Митрофанова, своей кипучей энергией буквально вернувшего к жизни не только «Седов», но и «Крузенштерн».

Полученные по репарациям, разумеется под другими именами, германские парусники оказались в трудном положении. Ремонт ремонтом, но опыта эксплуатации подобных кораблей в СССР ни у кого не было. Назначенный в 1948 году молодой капитан-лейтенант сумел обучить экипаж и вывести в море корабль, что само по себе невозможно трактовать иначе как подвиг. И уже в 1952 году барк начал осуществлять учебные походы, тогда еще под военно-морским флагом. Аналогичная операция была проведена Митрофановым чуть позже и с «Крузенштерном». Петр Сергеевич умер 1 сентября 1991 года, завещав похоронить себя в океане. Воля учителя нескольких поколений отечественных моряков-парусников была выполнена 12 января 1992 года, причем сопровождалось это совершенно мистическими событиями.

Все, кто знал капитана Митрофанова, запомнили его заядлым курильщиком. Каково же было удивление моряков, выполнивших свою печальную миссию, когда день спустя прямо по курсу было обнаружено огромное количество плавающих коробок с… сигаретами. Иных трактовок кроме благодарности покойного капитана за точно выполненный последний приказ моряки не нашли…

И вот 20 лет спустя на «Седове» приспущен флаг, а на воду опустился венок… И, вноь мистика, не прошло и пары часов, как экипаж вновь почувствовал поддержку старого капитана. Не особенно сильный, но устойчивый норд разогнал парусник до 10 узлов, позволив за сутки значительно опередить расчетную точку. Чистый фордевинд — мечта для парусника с прямым вооружением. На мачтах — полный комплект! Снасти обтянуты, на парусах не морщинки. Стремительно несемся на юг, рассекая лазурь стальным форштевнем. Пасмурная брестская неделя сменилась безоблачным упоением морской стихией. Привлеченные солнцем на палубе то и дело появляются бледные курсантские тела. Ребята пытаются наверстать упущенное, да не тут-то было! Руководители практики не дремлют, да и боцмана не дают расслабиться. То парусный аврал, то дивная команда главного боцмана — Курсантскому составу построиться помачтенно…

Иностранные трейнизы-практиканты, которых на борту порядка двадцати человек, несмотря на весьма почтенный возраст, сутками не уходят с палубы, и отнюдь не потому, что стремятся полностью оправдать потраченные на путешествие деньги. Сидеть в железном корпусе, когда на верхней палубе каждое мгновение — воплощение восторга, просто нелепо. Вглядываясь в лица этих людей, а большинству из них за 70, пытаюсь понять, что же влечет их сюда, заставляя часами стоять за штурвалом вместе с нашими юношами, карабкаться, скрипя ревматическими суставами по вантам к далекому салингу, втискиваться в ряды курсантов, тянущих бесконечные марсофалы? Безусловно, все та же неистребимая юношеская романтика!

Среди трейнизов, как повелось, преобладают немцы, но в походе до Касабланки на борту находятся швейцарцы, парочка канадцев, австриец и фотограф-бельгиец, стремящийся своим длиннофокусным объективом буквально проникнуть в душу каждому встречному-поперечному. На днях, к примеру, он с упоением снимал процесс выброса за борт пищевых отходов… Интересно каков будет подстрочник к этому фото?

Не обошлось и без энтузиастов-соотечественников. Двадцатилетняя Ксюша — монтажер с центрального телевидения, по ее словам, до сих пор не может поверить собственному счастью. Ничего удивительного. Разве можно сравнить душную атмосферу студии с живительным воздействием морского ветра, наполняющего пирамиду парусов на исполинских мачтах и несущего тебя навстречу юношеской мечте? Адвокат из Ростова-на-Дону Ангелина Иванова прибыла на борт легендарного барка не одна, а с восьмилетним сыном Андрюшей. И теперь надеется, что мальчик изберет верный путь в жизни. Ибо море воспитывает не только мужество, но и любознательность.
— Дяденька, а что это за красивая рыбка гуляет за бортом? Сама золотисто-зеленая, а хвост — желтый?
— Корифена, Андрюша!

Можно быть уверенным, что редкостное название прочно отпечаталось в мальчишеской головке, и он обязательно разыщет ее в энциклопедии, вернувшись в Ростов.

Однако время неумолимо. Рано утром 29 июля к борту «Седова», стоящего у пассажирского причала в Касабланке, подкатили три автобуса с новыми курсантами — будущими моряками Федерального агентства по рыбной ловле Российской Федерации общим числом 102. Это значит, что в 14.00 такое же число их собратьев уже опытных, в меру просоленных «морских бродяг» покинет борт и отправиться на родину. Им будет что вспомнить… Увы, борт покидает и несколько наших друзей: фотографов и журналистов. Для некоторых из них это стало неожиданностью. Жизнь, как всегда остается полной загадок…

А завтра утром «Седов» отправится через Атлантику в бразильский порт Ресифи. Одним словом, понедельник — день тяжелый, а график плавания остается незыблем.

В следующем выпуске читайте о беглых впечатлениях об экономической столице королевства Марокко — древнем порту Касабланка… Поистине городе контрастов, 10-миллионном мегаполисе, растянувшемся вдоль роскошного атлантического пляжа на 55 километров. Сейчас он чем-то напоминает прошлогодний Владивосток, перекопанный вдоль и поперек из-за гигантских строек, приуроченных к Тихоокеанскому саммиту…

Здесь же весь город пронизала огромная траншея в 37 км длинной. Власти решили проложить за год трассу скоростного трамвая, и создается впечатление, что они ее таки проложат. Аллах им в помощь! Встретили нас здесь в меру ласково, даром, что соседний причал, предназначенный для погрузки фосфатов, обеспечил устойчивое опыление палубы и такелажа. Ну, для этого в природе существуют боцмана и команда, так что блеска «Седову», как и прежде, не занимать! Он прощается с Африкой, чтобы вновь встретиться с ней в уже 2013 году. Это произойдет сначала в Кейптауне, а затем в Дакаре.

Сергей Апрелев

Клуб СМИ

Поделитесь ссылкой