Алексей Крузенштерн: к кругосветкам у россиян отношение особое
В кругосветное путешествие «Седов» уходил из Санкт-Петербурга, от набережной лейтенанта Шмидта, где находится памятник прославленному российскому мореплавателю — Ивану Крузенштерну. В далеком 1802 году именно он, молодой капитан-лейтенант, написал российскому императору Александру I письмо с предложением организовать первое кругосветное путешествие.
Император счел доводы убедительными, и уже спустя год парусники «Надежда» и «Нева», имея торговую, дипломатическую и исследовательскую миссии, отправились в путь. Так, с кругосветки Крузенштерна началась блестящая эпоха русских океанских экспедиций.
Сегодня потомок известного путешественника — Алексей Крузенштерн, в прошлом врач, а ныне предприниматель, тоже имеет отношение к новому походу россиян вокруг земли. Он готовит к публикации книгу о российских кругосветках, начиная с экспедиции 200-летней давности и заканчивая нынешним путешествием парусника «Седов». В интервью «Голосу России» он рассказал:
«Это будет книга о кругосветных экспедициях XIX века, которых только на его середину пришлось более пятидесяти. Далее были кругосветки начала XX века, а потом — очень большой перерыв: советские корабли, за исключением торговых, не ходили вокруг света. А с 1991 года Россия, скажем так, вновь почувствовала полет фантазии и стала отправлять суда в кругосветки. Это и «Крузенштерн», и «Паллада», и «Надежда», и теперь «Седов».
В отдельной главе будут собраны все соприкосновения маршрутов первого и, как говорят моряки, «крайнего» похода вокруг земли. Благодаря иллюстрациям, читатели смогут сравнить, что видели моряки два века назад и как это выглядит сейчас. Также Алексей Крузенштерн расскажет о том, как Россия повлияла на развитие мирового мореплавания.
Разумеется, сегодня многое изменилось…
«Двести лет назад маршрут выбирался в соответствии с розой ветров и возможностями парусного судна. Сегодня барк «Седов» может идти так, как ему нужно: в основном, маршрут политически детерминирован — это представление страны в мире. Поэтому прямых аналогий быть не может. Все изменилось: и средства связи, и доставка информации и питания… Осталась сама романтика парусного плавания и необходимость присутствия в Мировом океане. Вот об этом и постараюсь рассказать».
По мнению Алексея, особое отношение к кругосветным путешествиям в России неслучайно:
«Россияне — единственные в мире, кто, пройдя половину кругосветного маршрута, приходят на свою землю. Пройдя через два океана, они оказываются на российском Дальнем Востоке. Может, это и есть секрет того, что россиян так тянет в кругосветные экспедиции. XIX веке даже было такое понятие — полукругосветные экспедиции, когда совершался водный путь из Петербурга до Владивостока, а обратно возвращались сухим путем. Известный пример — путешествие цесаревича Николая, будущего царя Николая II, на Восток».
То есть ощутить масштаб страны, омываемой тремя океанами, можно только в таком глобальном путешествии. Ну, а в роду Крузенштернов, уверен Алексей, тяга к мореплаваниям в крови:
«Крузенштерн переводится на русский язык как «вращающаяся» или «путеводная звезда». В семье Крузенштернов по меньшей мере пять человек совершили кругосветные путешествия. Но самое удивительное, когда молодой юнга Крузенштерн служил на русском флоте и воевал против шведов в 1788 году, ему за доблесть в боях доверили пленять шведского адмирала. Когда он поднялся на борт, с удивлением нашел там трех лейтенантов Крузенштернов, своих кузенов со шведской стороны. И один из них — Морис Адольф фон Крузенштерн в последующем стал руководителем Первой шведской кругосветной экспедиции. Собственно, это судьба, которая преследует и заставляет действовать».
Свое 50-летие Алексей планировал отметить у мыса Горн — на борту российского парусника «Седов». Но не удалось. Для него сейчас главное — книга. Свое участие в проекте «Кругосветка 2012−2013» он видит именно в том, чтобы к возвращению «Седова» представить завершенный макет издания.
Карина Ивашко, обозреватель «Голоса России»
Источник: Радио «Голос России» — информационный партнер кругосветки парусника «Седов»