Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Всероссийская научно-практическая конференция «Цели и ценности современного образования»

  • 3 мая 2017
  • 7657

26–27 апреля 2017 года в Психолого-педагогическом институте Мурманского арктического государственного университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цели и ценности современного образования». Конференция проходила при поддержке Российской академии образования.

В рамках конференции состоялись пленарное заседание, 5 секционных встреч, педагогический театр, мастер-класс. В общей сложности в работе конференции приняли участие около 160 докладчиков, среди которых — как известные учёные, так и начинающие исследователи из разных городов Российской Федерации: Москвы, Красноярска, Читы, Хабаровска, Улан-Удэ. Достаточно широко была представлена география Мурманской области.

Всероссийскую научно-практическую конференции открыла проректор по научно-исследовательской работе МАГУ доктор социологических наук Галина Владимировна Жигунова. В приветственном слове выступающая отметила значимость профессионального общения педагогов и исследователей для решения актуальной и сложной проблемы, связанной с целями и ценностями современного российского образования.

О важности объединения усилий представителей науки и образовательных практик в поиске ответов на вызовы времени, определении путей более успешного решения стоящих перед школой и педагогами задач высказалась в приветственном слове директор Психолого-педагогического института кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Викторовна Кузьмичева, которая своим выступлением не только задала тон работе конференции, но и обратила внимание на интерес к ней представителей зарубежных стран, в частности — Эвы Катарины Робертсон и Лисэ Яаастад, представлявших Северный университет Норвегии.

У участников пленарного заседания вызвали живой и дискуссионный интерес доклады доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Академии педагогических и социальных наук Дмитрия Григорьевича Левитеса; начальника отдела воспитания, дополнительного образования и охраны прав несовершеннолетних комитета по образованию администрации города Мурманска, Почётного работника общего образования Людмилы Александровны Ананьиной. Их выступления были яркой иллюстрацией огромного значения союза педагогической теории и образовательной практики, о которой говорил основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский.

Особый интерес вызвало выступление известного исследователя в области аксиологических проблем в истории педагогики и подготовки педагогических кадров доктора педагогических наук, профессора, руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федерального института развития образования» (ФИРО), Почетного работника общего образования, Почетного работника высшего профессионального образования Владимира Игоревича Блинова, которому был адресован ряд вопросов присутствовавших в зале.

Директор государственного автономного учреждения дополнительного образования Мурманской области «Мурманский областной центр дополнительного образования «Лапландия» Сергей Валентинович Кулаков в своем докладе остановился на вопросах интеграции основного и дополнительного образования, проиллюстрировав значительный потенциал системы дополнительного образования в решении социально значимых проблем Мурманской области, города Мурманска как своего рода форпоста Арктического региона России.

В рамках работы Педагогического театра в ходе конференции в исполнении обучающихся гимназии № 8 г. Мурманска была представлена постановка «Дети войны». Она дала возможность убедиться в правоте мысли Я.А. Коменского о том, что театр является педагогическим средством, могущим приносить «более, чем один результат». Для всех присутствовавших, для самих маленьких исполнителей оказалось очень важным присутствие на представлении реальных детей войны. Заместитель Мурманского областного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны» Отличник просвещения России Ийя Николаевна Пашкина рассказала о своём военном детстве. Затаив дыхание, все внимательно слушали её рассказ о том, как дети и подростки приближали Победу над немецко-фашистскими захватчиками, заготавливали мох сфагнум, использовавшийся в госпиталях и спасший жизнь и здоровье многим воинам, как шили варежки для партизан и красноармейцев, как встретили День Победы и многом другом.

О значении театральной педагогики в воспитании граждан России, формировании гражданской идентичности и приобщении к памяти об истории подвига предков как залогу мира на планете высказалась Заслуженный работник культуры Российской Федерации, заместитель директора Детской театральной школы Мурманска Елена Ивановна Крынжина.

В первый день конференции состоялись заседания двух секций: «Философско-аксиологические аспекты современного образования» и «Дошкольное образование в современной России». В рабочем порядке был рассмотрен широкий спектр вопросов, начиная от двигательной культуры, доклад о ценности и значении которой в жизни человека, педагога, сделала Анна Владимировна Чуракова, старший преподаватель кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности МАГУ, до представлений об алкоголизации в молодёжной среде, которые исследовала доцент кафедры психологии МАГУ Инна Борисовна Храпенко. Василий Михайлович Воронов, доцент кафедры философии и социальных наук МАГУ, охарактеризовал потенциал арктического вуза в раскрытии арктической идентичности. Ксения Андреевна Титова, учитель МОУ СОШ № 13 г. Оленегорск, представила интересный и информативный доклад о моделях школьного исторического образования с позиций учёта национальной специфики.

Педагог в четвёртом поколении, Юлия Юрьевна Шитова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12», Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт. Никель, представила результаты исследования особенностей развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Надежда Алексеевна Попова, воспитатель МБДОУ № 115 г. Мурманска вызвала живой интерес у присутствовавших своим осмыслением опыта развития эмоциональных чувств детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Ольга Григорьевна Курчевская, педагог-психолог ДОУ № 26 ОАО РЖД, г. Мурманск, представила доклад об использовании «Песочной педагогики как средства оздоровления психо-эмоциональной сферы дошкольника». Одним из решений секции о проблемах и перспективах дошкольного образования стала рекомендации в следующем году провести мастер-класс по этой теме для студентов и практиков.

27 апреля состоялась работа трёх рабочих секций. В рамках секции «Воспитание в современной России: смыслы и ценности» значительное внимание было уделено вопросам гражданского и патриотического воспитания. Екатерина Викторовна Ермолина, учитель английского языка высшей категории гимназии № 9 г. Мурманска, руководитель музея «История полярных конвоев», посвятила своё выступление многолетнему опыту гражданско-патриотического воспитания средствами школьного музея. Элеонора Анатольевна Воробьева, студентка 2 курса ППИ МАГУ, остановилась на раскрытии возможностей патриотического воспитания младших школьников средствами педагогического проекта. На непростой вопрос «Жизнь с кого делать?» попытался ответить Александр Сергеевич Соболев, студент 2 курса ППИ МАГУ, разработавший педагогический проект «Школа героев», в основу которого положены идеи коммунарской педагогики. Валерий Петрович Минин, педагог-организатор МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 1», Отличник народного просвещения РФ, поделился опытом организации патриотического воспитания средствами краеведческой игры. Надежда Викторовна Келарева, учитель школы № 26 и одновременно магистрант 1 курса ППИ МАГУ, свой доклад посвятила условиям успешной социализации учащихся.

В секции были представлены работы и умудренных опытом, и новичков в исследовательском деле. Это не снижало интереса к докладам и значимости результатов проведенных исследований. Так, Полина Дмитриевна Пенькова, студентка 1 курса СГИ МАГУ, изучавшая профессионально-педагогическую направленность личности студентов 1 курса, внесла предложение к системе отбора в ВУЗ по направлениям педагогической подготовки: не ограничиваться лишь результатами ЕГЭ, но непременно ввести дополнительный вид испытаний для абитуриентов с целью определения их готовности, желания, умения работать с детьми.

Одновременно работала секция «Перспективы развития дополнительного образования». Доклады Елены Михайловны Зубрицкой, Ирины Алексеевны Синкевич, Тамары Васильевны Тучковой, были посвящены различным аспектам работы с одарёнными детьми. Валерия Анатольевна Князева, студентка 3 курса ППИ МАГУ, провела исследование и сделала доклад о комплексном подходе к формированию личности обучающихся в процессе интеграции общего и дополнительного образования. Возможности дополнительного образования при формировании самоорганизации дошкольников исследовала Анна Сергеевна Гаврилова, аспирантка кафедры педагогики МАГУ.

В рамках конференции был организован мастер-класс «Харизматичный оратор: искусство влияния!». Его провела Ольга Викторовна Груздева, директор Мурманской Школы Ораторского Мастерства, тренер-лицензиат «Университета Риторики и Ораторского мастерства», сертифицированный тренер Поволжской Школы Ораторского Мастерства, кандидат философских наук.

Мастер-класс позволил его участникам получить ответы на следующие темы: ложные убеждения по поводу профессиональных ораторов; цель оратора во время выступления; основные инструменты влияния в ораторском мастерстве; секрет природы волнения и способы его преодоления; как «работать» с неудобными вопросами; как развивать навык публичной речи и другие.

Самой большой по числу участников стала секция «ФГОС как целевые установки современного общего и профессионального образования», работой которой руководили профессор А.Н. Кохичко и доцент Т.В. Панченко.

Доцент кафедры педагогики МАГУ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Алексей Петрович Авдеев остановился в своём выступлении на весьма актуальной для современной начальной школы проблеме формирования универсальных учебных действий. Анна Васильевна Малаева, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11, г. Мурманск, в своём докладе раскрыла особенности и педагогические условия организации групповой работы в учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования. Андрей Николаевич Кохичко, профессор кафедры педагогики МАГУ, свой доклад посвятил теме «Самоопределение личности школьника в условиях ФГОС начального общего образования».

Глубокий аналитический доклад о проблемах и достижениях научно-исследовательской работы обучающихся системы среднего профессионального образования Мурманской области сделали Елена Алексеевна Богданова, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий МАГУ, и Людмила Анатольевна Чернюк, преподаватель Мурманского морского рыбопромышленного колледжа им. И.И. Месяцева.

Проблему дискалькулии или трудностей в овладении математикой исследовали Екатерина Эдуардовна Никифорова, студентка 3 курса ППИ МАГУ, и Елена Ильинична Голишникова, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии МАГУ.

Доклад учителя 2-го лицея Мурманска и одновременно магистранта 1 курса ППИ МАГУ Виталия Александровича Лаврухина был посвящён диагностике качества эффективности организации социально-образовательной среды обучающихся.

Подводя на заключительном заседании итоги Всероссийской научно-практической конференции «Цели и ценности современного образования», её участники отметили значение и своевременность поднятых проблем, необходимость теоретического осмысления практического опыта работников образовательных организаций. В перспективе в рамках конференции собравшиеся рекомендовали обсудить вопросы преемственности всех звеньев образования: дошкольного и начального, начального и основного общего. Кроме того, было высказано пожелание проводить конференции в сроки, удобные для работников образовательных организаций для более активного участия педагогов в работе конференций и возможности посещения ими большего количества разноплановых секционных заседаний.

Поделитесь ссылкой