Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Научные достижения учёных МАГУ

  • 8 февраля 2022
  • 2637
Научные достижения учёных МАГУ

О главных научных достижениях прошедшего года и планах на год грядущий рассказали люди из науки Мурманского арктического государственного университета.

Георгий Гогоберидзе, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе, руководитель рабочей группы «Морские берега» РАН:

«В прошлом году в рамках текущего проекта Российского фонда фундаментальных исследований мы разработали модель оценки рисков безопасности берегового природопользования в АЗРФ. С её помощью можно оценить совокупность рисков от текущих процессов природопользования для конкретных территорий и конкретных объектов, расположенных на ней. Причём проводить оценки можно как в безразмерном (балльная оценка), так и в размерном (оценка денежного ущерба) виде. Кроме того, представляет интерес проведение ситуационных и сценарных оценок риска вследствие размещения какого-либо объекта — т. е. что будет и насколько изменится рискованность природопользования на данной территории, если на ней разместить какой-то новый инфраструктурный объект.

Теперь мы приступим к самому интересному: к применению метода, к его апробации, в первую очередь для территорий Мурманской области. Мы планируем составить для региона так называемые «карты рисков», в виде геоинформационной системы, чтобы и посмотреть текущее состояние различных береговых районов Кольского полуострова, и иметь инструмент для принятия решений по размещению новых объектов инфраструктуры в нашем динамично развивающемся регионе".

Юлия Афонькина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики МАГУ:

«Для меня прошедший год был наполнен важными научными событиями. Главным среди них я считаю победу подготовленного совместно с коллегами проекта „Нетипичное“ детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России» в конкурсе грантов Российского научного фонда. Содержание проекта явилось своего рода квинтэссенцией результатов и перспектив, проводимых нами в разные годы научных исследований в направлении познания законов развития человека на разных этапах и в разных условиях становления личности, его взаимодействия с социумом, самореализации, факторов, определяющих жизненные стратегии людей в нетипичных жизненных ситуациях.

В текущем году и в ближайшем будущем мне предстоит серьезная и увлекательная исследовательская работа в рамках реализации задач данного исследовательского проекта. Научную цель, которую я стремлюсь достичь в текущем году, определяю следующим образом: создание теоретических основ исследования феномена «нетипичного детства» в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России, что, на мой взгляд, позволит понять механизмы расширения поля социальной инклюзии детей с инвалидностью и определить действенные пути и инструменты социального управления процессами их позитивного взросления".

Татьяна Кузьмичева, доктор педагогических наук, директор Психолого-педагогического института:

«В прошедшем году были реализованы важные научно-исследовательские проекты по развитию системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основным достижением реализуемых проектов считаю разработку и внедрение системы научно-методического обеспечения совместной деятельности учителей, психологов, логопедов, дефектологов, позволяющей им осуществлять мониторинг индивидуального психосоциального развития ребенка с ОВЗ, использовать его результаты для оценки эффективности образовательных условий, а также своевременно вносить коррективы в образовательный маршрут обучающегося. Исследование позволило установить основные дефициты индивидуализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, аккумулированные в сфере психолого-педагогических ресурсов образовательной организации. Результаты научного исследования стали отправной точкой развития нового корпоративного мышления педагогов разного профиля, формирования профессиональной коллаборации, меж- и трансдисциплинарности наук.

Реальное, мотивированное сотрудничество учёных, исследователей и практикующих специалистов, проявляющих интерес как к процессу изучения научной проблемы, так и к его результатам будет продолжено в рамках реализации проекта «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях (грант РФФИ)» и Проекта «Конвергентная инклюзия: путь к включающему обществу» (Программа Эразмус+ (Jean Monnet). Сегодня, когда распространение новой коронавирусной инфекции нарушило привычный социальный уклад и сложившиеся социальные связи во всех странах мира, что привело к повсеместной изоляции людей, особенно важно продолжить научную работу в направлении поиска ресурсов эффективного междисциплинарного сотрудничества специалистов, разработки эффективных моделей профессиональной кооперации, обеспечивающих воспитание и обучение различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в быстро меняющейся образовательной среде".

Мария Меньшакова, кандидат биологических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Мониторинг и сохранение природных экосистем Арктики»:

«Витамины, как химические вещества, которые синтезируются в большинстве своем растениями всегда рассматривались человеком только с точки зрения пользы для него и других животных организмов. А вот роль витаминов в регуляции жизни самого растения наукой изучена пока очень слабо.

В 2021 году нами было проведено исследование содержания витаминов группы В у красной водоросли Palmaria palmata, которая относится к перспективным для добычи и аквакультуры видам. Было показано, что в ней содержится достаточно высокое количество витаминов группы В — рибофлавина (В2), ниацина (В5) и пиридоксина (В6). Для указанных витаминов выявлены значительные сезонные изменения с максимумами концентраций в весенне-летний и осенний периоды, что может быть связано с изменением направленности жизненного цикла водоросли: активизации ростовых процессов в летний период и подготовки растений к зимнему периоду (осень). Полученные данные объясняют роль витаминов для жизнедеятельности растений. В дальнейшем данные могут использоваться при добыче и культивировании водоросли для получения из неё продуктов с наибольшим количеством ценных веществ".

Артём Пунанцев, аспирант, стажёр-исследователь кафедры педагогики.

Под руководством Дмитрия Григорьевича Левитеса, профессора, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики, исследует доступность качественного общего образования в регионах российской Арктики. Исследование поддержано грантом Российского фонда фундаментальных исследований осенью 2020 года.

«Уровень доступности качественного образования в этих регионах может отличаться (насколько точно, еще предстоит выяснить, применив методы количественной и качественной оценки), но, как уже удалось установить, системы образования арктических субъектов РФ окружает общий «арктический» контекст. Этот контекст складывается из ряда факторов экономико-технической, демографической и информационно-коммуникационной направленностей, оказывающих схожее влияние на региональные системы образования. Таким образом, доказано, что в российской системе общего образования существует арктический сегмент, представленный семью регионами Арктики, включая Мурманскую область. При дальнейшем исследовании доступности образования в Арктике выделение такого сегмента поможет сделать полученные выводы справедливыми для всей группы систем образования изучаемых регионов.

Изучение такого сложного понятия, как доступность качественного общего образования, не может опираться только на количественные показатели — более достоверное описание ситуации с доступностью образования в арктическом образовательном сегменте можно сделать, получив также и обратную связь от родителей школьников".

Екатерина Шарова, кандидат социологических наук, заведующий Научно-исследовательской лабораторией социологических исследований

«В 2021 году научно-исследовательская лаборатория социологических исследований реализовала ряд крупных научных проектов, многие из которых подарили нам бесценный опыт, а также стали источником уникальной информации о жизни в нашем регионе. В ходе наиболее интересных и значимых социологических исследований мы:

- выявили необходимые кадры и компетенции для развития туризма в Печенгском муниципальном округе Мурманской области;

— собрали и проанализировали информацию в целях разработки концепции развития общественных территорий малых городов нашего региона (Ковдора, Кировска, Заозёрска);

- выявили профессионально-образовательные и миграционные установки выпускников школ и колледжей Мурманской области;

- провели анализ «бытовой» и «деловой» коррупции в Мурманской области в рамках регионального антикоррупционного мониторинга;

- выяснили отношение населения Мурманской области к проблемам наркотизации общества;

- провели мониторинг состояния и развития конкуренции на региональных рынках товаров, работ, услуг.

Большинство проведенных исследований выполнено по заказу и при активном содействии региональных органов власти. Результаты научных изысканий носят прикладной характер — они внедрены в текущую практику и используются в процессе принятия управленческих решений.

В ближайшей перспективе мы планируем развивать сотрудничество с различными организациями Мурманской области, не только реализуя запрос на социологическое сопровождение их деятельности, но и решая фундаментальные научные задачи по выявлению, описанию и объяснению закономерностей развития современного общества".

Ирина Лазарева, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Анализ данных и искусственный интеллект в арктических исследованиях»

«В сентябре 2021 года стартовала работа в Научно-исследовательской лаборатории «Анализ данных и искусственный интеллект в Арктических исследованиях».

Деятельность лаборатория нацелена на задачи, актуальные для арктической зоны Российской Федерации, решение которых можно построить на применении современных методов анализа данных и машинного обучения. Техническое оснащение лаборатории позволяет вести аналитическую и визуальную обработку больших объёмов данных, поступающих от внешних источников.

В настоящее время научная лаборатория ведёт работу в области контроля за чрезвычайными ситуациями и экологической обстановкой на материковой части Мурманской области. Планируется разработка методов анализа спутниковых данных с целью мониторинга чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним половодьем, летними пожарами и случайными разливами нефтепродуктов.

В исследованиях, проводимых лабораторией, активно участвуют и студенты МАГУ".

Елена Терещенко, доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой искусств и дизайна, руководитель проекта «Русская Арктика: от становищ к „колониям“ (адаптация, семья, культура)», поддержанного грантом Российского фонда фундаментальных исследований

«Проект нацелен на получение новых знаний об истории колонизации Русской Арктики на этапе перехода от сезонных становищ к «колониям» (1868−1920 гг.) и подготовку на этой основе историко-генеалогического атласа Мурманского берега Баренцева моря.

В прошлом году нами была проведена работа по выявлению отсутствующей в науке демографической статистики на основе обработки материалов церковного учёта населения. Эти данные получены. Теперь мы с цифрами в руках сможем показать: кем заселялся Мурманский берег, как происходила адаптация колонистов на новых местах жительства.

Другим результатом работы по нашему проекту стал изданный 726-страничный труд профессора Павла Викторовича Фёдорова «Россия, окруженная водой: обзор истории Кольского полуострова. 1216−1991″. Последние обзорные работы по истории Кольского полуострова издавались ещё в советское время, полвека назад. Новый труд написан с учётом смены идеологических парадигм, накопленного в науке позитивного опыта и новых разработок. В книге десятилетие за десятилетием, век за веком разбираются события и исторические процессы, происходившие на Кольском полуострове или вокруг него. Для подготовки работы автором собирался материал во многих архивах России. В содержание издания вошли обзоры источников и историографии. В издании много карт, таблиц, схем, иллюстраций, есть аннотированные указатели к тексту, подстрочные примечания, насыщенные приложения. В нашем проекте данный труд оказывается необходимой предпосылкой для подготовки историко-генеалогического атласа Мурманского берега Баренцева моря».

Научные достижения филиал МАГУ в Апатитах

Горняки филиала МАГУ в Апатитах работают над разработкой методики скважинного опробования и инструмента для её реализации, поддержанной КФ АО «Апатит».

«За прошедший мы год заложили основу проекта: разобрались с тем, каким образом и с помощью чего формируются взрывные скважины, какие методики применяются сегодня для их изучения, из каких основных минералов состоит Хибинский массив и какие их физические свойства могут быть применимы нами для дальнейшего исследования, а именно автоматизации их анализа на предприятии. Ведь скорость и точность информации о добываемой руде на каждом этапе исследования массива: от геологической разведки до опробования скважин перед взрывом (отделением руды от массива) определяют эффективность обогащения — количество апатита, которое отправится для производства удобрения и количество, которое складируется в хвостохранилище».

Создали лабораторный стенд, позволяющий изучать свечение апатита под воздействием различных внешних факторов.

В наступившем году подготовим приборную базу для изучения внутреннего строения взрывной скважины и построения её трехмерной модели. Ближайшее будущее — портативный прибор, позволяющий сказать производственнику, на какой глубине залегает апатит.

Информатики и горняки совместно разрабатывают цифровую модель карьера открытого типа для имитации и отработки основных производственных процессов открытых горных работ.

«Это как будто компьютерная игра, в которой вы сможете увидеть то, что скрыто от наблюдателя в горных недрах, увидеть текущее состояние месторождения и горные работы. А миссией в этой игре является их оптимизация и прогнозирование. В 2022 году, как и в прошлом, идёт работа по созданию интерактивных моделей карьера и карьерной техники. На базе этих моделей будет разработан прототип тренажера-симулятора с использованием технологии виртуальной реальности».

Экономисты и социологи филиала работали над проектом «Досуговая инфраструктура в оценках молодёжи Кировско-Апатитского района». Они стали победителями в конкурсе научно-исследовательских проектов молодых учёных Мурманской области и получили грант в размере 400 тысяч руб.

«С августа по ноябрь 2021 года в рамках проекта студентами было проведено социологическое исследование, по результатам которого выяснилось, что досуговую инфраструктуру в Кировске и Апатитах, а также Мурманской области в целом, молодёжь оценивает очень высоко. И наибольшей популярностью, конечно, у молодёжи пользуются учреждения отдыха и развлечений. А вот наименьшее внимание и интерес наша молодёжь проявляет к сфере дополнительного образования. По результатам реализации проекта была создана обширная база данных, которую зарегистрировали в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, и которая должна пригодиться органам власти при принятии решений в области молодёжной политики».


Поделитесь ссылкой