Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

27 января — ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

  • 27 января 2023
  • 270
27 января — ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Это День воинской славы России.

Ленинград (ныне — Санкт-Петербург) — единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать почти 900-дневное окружение врагом.

Захват Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (1941−1945) являлся одной из важнейших стратегических и политических задач немецкого командования. Германские войска и их союзники — финны блокировали маршруты для поставки грузов в Ленинград и остановились приблизительно на линии советско-финской границы 1918−1940 годов.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В директиве ставки Адольфа Гитлера «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года указывалось: «…Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли … В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…».

10 сентября летчикам люфтваффе удалось разбомбить продовольственные склады, в результате пожара которых, город лишился значительных запасов продовольствия. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года составляла — 250 г в день, а для остального населения — 125 г.

Несмотря на осаду, в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе 7 судостроительных заводов, выпустивших за это время 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции. Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн. снарядов и мин, 12 тыс. минометов, 1,5 тыс. самолетов, были изготовлены и отремонтированы 2 тыс. танков. Каждый житель, включая стариков и детей, стал защитником Ленинграда. Была создана специальная армия народного ополчения, в которой тысячи людей сплотились в партизанские отряды и боролись с врагом на фронтах, участвовали в строительстве оборонительных рубежей. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941−1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе «Динамо» на Крестовском острове прошел первый футбольный матч.

Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществляла «Дорога Жизни» блокадного Ленинграда, проходящая по льду озера Ладога. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик.

По этой же дороге шли в Ленинград «рыбные поезда» из Мурманска. Несмотря на то, что мурманчане также испытывали значительные затруднения с продовольствием, в городе было сформировано и отправлено в Ленинград несколько «рыбных поездов». Самый первый «рыбный эшелон» был сформирован и отправлен в январе 1942 года. Его продвижение, помимо постоянных бомбёжек, осложнялось тем, что немцы перекрыли Мурманскую железную дорогу. Поэтому местами эшелон двигался по недостроенным путям, паровозу часто не хватало топлива, и состав был вынужден делать длительные остановки. «Рыбные поезда» фашисты бомбили на станциях во время движения даже ночью. Поэтому первый эшелон шёл из Мурманска в Ленинград 24 дня. Но ценный груз не пострадал и в полном объёме был доставлен.

«Рыбные эшелоны» доставляли из Мурманска в Ленинград: медицинский рыбий жир, сёмгу, солёную сельдь, другую солёную рыбу, а также водоросли, из которых были сделаны икра и желе. В блокадном городе продукция распределялась в первую очередь по госпиталям, детским учреждениям, предприятиям и воинским частям. «Рыбные поезда», сформированные мурманчанами, оказали неоценимую услугу сражающемуся Ленинграду, поддержали его в самое трудное время блокады и спасли немало человеческих жизней. Обратно в Мурманск эшелоны двигались с эвакуированными из Ленинграда женщинами и детьми, а также с боеприпасами и материалами для работы мурманских предприятий, которые выделили власти блокадного города по просьбе северян.

18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов осуществили операцию под кодовым названием «Искра», в результате которой разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь Ленинграда с Большой землей. К этому моменту ленинградцы находились в блокадном кольце уже 497 дней. Через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав. Однако эта связь была ненадежной — дорогу обстреливали немцы.

Советские войска неоднократно пытались снять блокадное кольцо, но добились этого лишь в 1944 году в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. В результате мощного наступления нашей армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние до 100 км. 27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. Героическая оборона Ленинграда позволила перекрыть путь немецким захватчикам к Северному морскому пути и отвлечь значительные силы врага с других фронтов.

В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.

За время блокады на Ленинград было сброшено более 107 тыс. зажигательных и фугасных авиабомб и свыше 150 тыс. артиллерийских снарядов, были разрушены около 10 тыс. домов и строений. К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тыс. жителей из 3 миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. Погибли за этот период до 1,5 миллиона жителей. Лишь 3% из них — от артобстрелов и бомбежек. Остальные жители умерли от голода.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года ему было присвоено почетное звание «Город‑Герой».

Поделитесь ссылкой