Проект Наставничество в ММРК имени И.И. Месяцева
Проект "Наставничество в ММРК имени И.И. Месяцева" ФГАОУ ВО «МГТУ»
г. Мурманск, 2020 - 2024
(8152) 47-36-78
Основные положения
Цель Проекта
Проект разработан с учетом методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145.
Цель проекта: к 2024 году более 70% обучающихся очной формы ММРК имени И.И. Месяцева охвачены различными программами наставничества.
Наставничество рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве и решает следующие задачи:
- обеспечивает подготовку обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- содействует созданию психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- обеспечивает создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- способствует формированию открытого и эффективного сообщества вокруг колледжа, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Проект включает в себя несколько программ наставничества:
- «мастер – ученик»;
- «мастер – группа учеников»;
- «эксперт – группа учеников»;
- «тьютер – группа обучающихся».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов;
- повышение информированности о карьерных и образовательных возможностях, содействие формированию осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
- формирование условий для более эффективного совмещения получения образования и рабочей деятельности по специальности;
- повышение уровня общей культуры, развития метакомпетенций, навыков целеполагания, планирования и самореализации;
- повышение уровня общепрофессиональных и профессиональных компетенций и как следствие - конкурентоспособности на рынке труда;
- создание условий для реализации своего предпринимательского или профессионального потенциала в силу получения передового опыта;
- увеличение числа абитуриентов, прошедших профориентационные мероприятия;
- улучшение психологического климата в колледже как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
- практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
- измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
- привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие материально-технической базы колледжа благодаря формированию устойчивых связей между колледжем и работодателями.
Команда Проекта:
Куратор проекта: Порубова Виктория Александровна – эл. почта:PorubovaVA@mstu.edu.ru, к.т.+7(911)3076891;
Менеджеры проекта:
Греков Евгений Олегович – эл. почта:0330747@mail.ru
Воронцова Анастасия Олеговна – эл. почта:vorontsovaao@mstu.edu.ru
Если вас интересует участие в Проекте, свяжитесь с менеджерами проекта и оставьте анкету-заявку на участие.
Основные термины:
- Участники: обучающиеся очной формы обучения всех курсов и специальностей, преподаватели, специалисты и руководители предприятий, организаций. Проект нацелен на создание условий для повышения эффективности наставничества в ММРК им. И.И. Месяцева на основе выявления, обобщения и тиражирования успешных практик наставничества, в отношении обучающихся за счет комплексного сопровождения наставников и ресурсной поддержки профильных организаций и учреждений.
- Актуальность проблемы обусловлена ситуацией недостаточной востребованности выпускников вузов на рынке труда. Создание и формирование эффективной системы наставничества в ММРК имени И.И. Месяцева позволит существенно повысить качество современных выпускников колледжа: при поддержке наставников обучающиеся смогут эффективнее планировать свое карьерное развитие после выпуска и качественнее выстраивать свое академическое обучение, чтобы соответствовать современным стандартам и ожиданиям работодателей.
- Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
- Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
- Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
- Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставникам и наставляемым будет оказана методическая и организационная поддержка:
- формирование базы наставников, принципов их привлечения, мотивации и удержания;
- доработка и формализация процесса сопровождения наставников и наставляемых на всех этапах взаимодействия (отбор, формирование пар, координация их работы) с учетом масштаба проекта;
- разработка коммуникационной программы для наставляемых, выстраивание партнерских отношений с профильными организациями;
- обеспечение соответствия проекта требованиям законодательства (защита персональных данных, другое);
- содействие в поиске программ, проектов, конкурсов профессионального мастерства, грантов;
- привлечения новых наставников среди профильных специалистов с целью популяризации идеи наставничества;
- обеспечение ресурсами (материально-техническая база, кадровое обеспечение);
- психолого-педагогическое сопровождение субъектов наставничества;
- мониторинг совместной работы.
Организатор Проекта
Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева ФГАОУ ВО «МГТУ»