Актуальные проблемы психологии и коррекционной педагогики — снова на площадке конференции в МАУ
5−6 декабря 2024 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии и коррекционной педагогики: научные исследования и практические решения». Конференция была организована Институтом педагогики и психологии МАУ, Мурманским арктическим научным центром Российской академии образования, кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИПиП Мурманского арктического университета.
В конференции приняли участие более 400 человек — представителей исследовательского и образовательного сообществ, общественных организаций. Кроме специалистов Мурманска и Мурманской области конференция объединила участников из многих регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Архангельской, Челябинской, Иркутской, Самарской, Калининградской, Запорожской областей, Пермского и Алтайского краев, Республики Бурятия, Республики Коми, Республики Карелия, а также зарубежных партнеров из Республики Беларусь, Социалистической Республики Вьетнам, Соединенных Штатов Америки.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Юлия Олеговна Филатова, доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Московского педагогического государственного университета. Юлия Олеговна пожелала всем участникам конференции эффективной работы, результаты которой будут содействовать оптимизации образовательного пространства, помогут увидеть перспективы развития, изучить и внедрить передовой практический опыт.
В приветственной части пленарного заседания Татьяна Викторовна Кузьмичева, доктор педагогических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманский арктического университета, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, отметила: «Подготовка педагогических кадров в Мурманском арктическом университете насчитывает 85-летнюю историю. Кроме того, уже более тридцати лет университет успешно готовит психологов. Следует отметить, что новые вызовы требуют постоянного обновления практик подготовки психолого-педагогических кадров на основе обсуждения научных исследований и обмена практическими разработкам. Наша конференция — это междисциплинарная площадка для диалога по актуальным проблемам психологии и коррекционной педагогики, отражающим тенденции развития общества и образования как социального института, формирующего личность современного человека».
Татьяна Дмитриевна Барышева, председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки Мурманской области, председатель Мурманского регионального представительства Российского Психологического Общества, сертифицированный психолог EuroPsy, старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского арктического университета, руководитель Центра сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью МАУ, подчеркнула важность создания условий для объединения профессионального сообщества на научно-практических конференциях.
На пленарном заседании конференции программные доклады представили:
Татьяна Александровна Соловьева, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института коррекционной педагогики (г. Москва). В докладе «Научно-методическая поддержка инклюзии». Татьяна Александровна раскрыла составляющие системного подхода к управлению по результату в специальном и инклюзивном образовании, обозначив его основные задачи: «Взаимодействие семьи и школы», «Ресурсное обеспечение», «Мероприятия по развитию включающей образовательной среды». Также докладчик акцентировала внимание участников заседания на особенностях образовательно-реабилитационного процесса, технологии его проектирования и организации, а также системе организационно-педагогических условий.
Виктория Викторовна Мануйлова, доктор педагогических наук, доцент, профессор Института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета в докладе раскрыла организационно-содержательные подходы к профориентационной работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ и пути достижения ее результатов; представила цели, задачи, основные направления и типичные затруднения, возникающие в практике профориентационной работы в системе СПО; Виктория Викторовна также представила перечень примерных мероприятий региональной программы сопровождения молодых людей с инвалидностью и ОВЗ при получении ими профобразования и трудоустройства.
Юлия Александровна Афонькина, доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского арктического университета в докладе представила актуальную проблематику взросления детей в современном мире, раскрывала факторы кризиса детства и механизмы влияния на подрастающее поколение социальных условий, характерных современного общества, в том числе дисфункциональность семьи, коммерциализация детства и культ потребления, цифровизация, усиление техногенных нагрузок.
Татьяна Викторовна Кузьмичева, доктор педагогических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского арктического университета, Почетный работник сферы образования Российской Федерации в докладе раскрыла результаты мониторинга индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья как процесса командной работы педагога и психолога по выявлению особенностей психосоциального развития обучающегося с ОВЗ, созданию специальных условий и в случае необходимости своевременной корректировки образовательного процесса. Татьяна Викторовна представила технологию работы психолога с запросом учителя на основе контекста проблемной ситуации в отношении обучающегося с ОВЗ.
Ольга Николаевна Тузова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского арктического университета в докладе раскрыла особенности вузовской подготовки психологов на кафедре психологии и коррекционной педагогики МАУ к работе с семьей в современных социокультурных условиях, обозначила актуальность, основные принципы подготовки студентов к такой деятельности, раскрыла психологические особенности и модель сопровождения постопекунской семьи на основе результатов собственных исследований.
Владимир Андреевич Плешаков, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела проектной и научной деятельности, профессор кафедры психологии Московского государственного университета спорта и туризма, лидер Точки кипения МГУСиТ, ответственный редактор журнала «Научный вестник МГУСиТ: спорт, туризм, гостеприимство» создатель и главный редактор Интернет-портала и журнала «HomoCyberus» (г. Москва) представил доклад «Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра», в котором рассмотрел особенности киберпсихологии с позиций отечественных и зарубежных ученых и обозначил тренды киберпсихологии: влияние цифровых технологий на психологические процессы, поведение и социальные отношения людей разных поколений, технологий генеративного искусственного интеллекта на психологию и жизнедеятельность современного человека, развитие спортивной киберпсихологии, подготовки фиджитал-спортсменов и спортсменов Игр Будущего.
В работе на секционных заседаниях, мастер-классах обсуждался широкий круг вопросов по следующим тематическим направлениям: «Ребенок в современном мире: разнообразие детства, факторы и тенденции развития современных детей», «Современная теория и практика оказания психологической помощи населению», «Личность, культура, образование в эпоху глобальных перемен», «Современные направления и технологии работы учителя-логопеда по коррекции нарушений речи», «Подготовка специалистов и практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями», «Современная семья как фактор социальных процессов и коллективный субъект психолого-педагогического сопровождения».
Участники конференции представили и обсудили результаты современных научных исследований, интересные авторские проектные, методические и иные решения проблем, возникающих в жизни и деятельности современного человека на разных возрастных этапах.
Благодарим всех участников конференции за продуктивную работу и профессиональный диалог!