Общая информация
Институт гуманитарных и социальных наук МАУ образован в 2023 году в результате присоединения к Социально-гуманитарному институту МАГУ Института лингвистики с включением в состав кафедр преподавателей кафедры социальных и гуманитарных наук МГТУ. Таким образом, ИГСН является преемником Социально-гуманитарного института, созданного в 2014 г., который, в свою очередь, возник в результате слияния факультета истории и социальных наук и факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций. Исторически можно считать это подразделение одним из самых первых в МАУ, так как был основан одновременно с Учительским институтом в 1939 г. и назывался факультетом истории и русского языка.
Миссия Института гуманитарных и социальных наук заключается содействии инновационному развитию университета путем обеспечения высокого качества образовательного процесса, исследовательских работ и технологических разработок в области гуманитарных и социальных наук, создании условий для реализации потенциала талантливой молодежи и ученых.
Стратегической целью является повышение конкурентоспособности института в области социально-гуманитарного образования. Стратегическая цель определяет приоритетные направления развития института и позволяет строить долгосрочные планы. Они включают:
- реализацию инновационных образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования;
- выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в области социально-гуманитарных наук, а также доведение результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства.
Успешное осуществление институтом своей стратегической цели предполагает решение следующих задач:
- совершенствование образовательной деятельности за счет разработки и реализации востребованных междисциплинарных образовательных программ для обеспечения комфортного проживания людей в Арктике;
- генерация новых знаний и технологий в приоритетных областях социально-гуманитарной наук, вносящих вклад в устойчивой развитие Арктики;
- преумножение кадрового потенциала института за счет профессионального роста НПР и привлечения молодых талантливых специалистов;
- формирование и эффективная реализация молодежной политики, создание условий для реализации амбиций и потенциала студентов.
В состав института в соответствии с решением Ученого совета МАУ входят четыре кафедры:
- кафедра истории (зав. кафедрой – к.ист.н., доцент Бардилева Ю.П.),
- кафедра философии и социальных наук (зав. кафедрой – д.социол.н., доцент Жигунова Г.В.),
- кафедра филологии, МКК и журналистики ( зав. кафедрой к.филос.н., доцент Саватеева О.В.),
- кафедра иностранных языков (зав. кафедрой к.филол.н., доцент Александрова Е.В.),
а также Научно-исследовательская лаборатория социальных исследований (рук. к.социол.н., доцент Шарова Е.Н.), музей «Кольский Север: история, культур, образование» (руководитель к.и.с., доцент А.А. Чапенко) и Центр поддержки саамского языка.
Образовательная деятельность
На настоящий момент Институт реализует более 30 образовательных программ гуманитарной и социальной направленности. Кроме того, реализуются более полутора десятков Программ ДПО и переподготовки кадров. Кадровый состав кафедр института насчитывает около 60 преподавателей, 75% из которых имеют ученые степени и звания, среди них более 20 докторов наук/профессоров. Это значительно превышает лицензионные показатели по всем направлениям подготовки, реализуемым в институте. Количество студентов очной формы обучения на всех направлениях института составляет около 500 человек.
Научно-исследовательская и инновационная деятельность
Генерация новых знаний и технологий в приоритетных областях социально-гуманитарной и педагогических наук, вносящих вклад в устойчивой развитие Арктики проходит за счет:
- формирования объединенного научного коллектива кафедр института, НИЛСИ и ЦССЯ и в целях проведения интегрированных междисциплинарных исследований;
- формирование временных междисциплинарных научных коллективов, нацеленных на выполнение конкретных хоздоговорных или грантовых исследований, исследовательских проектов и образовательных программ;
- привлечение научных кадров других учреждений и регионов.
- диверсификация источников финансирования научных исследований, расширения сети организаций, предоставляющих гранты и финансирующих научно-исследовательские и экспертно-аналитические проекты;
- интеграция с научными коллективами других подразделений университета, научными лабораториями института, СНО и научно-образовательными СОО для проведения грантовых и иных исследований.
Реализация научных исследований и образовательных проектов в сфере Арктической тематики возможно на базе имеющихся научных площадок и объединений института:
- Федеральная инновационная площадка Центр сохранения саамского языка и культуры
- Развитие научного направления «Европейский Север: история, культура, идентичность» (КИ)
- Развитие научного направления «Социальные аспекты жизнедеятельности человека в Арктике» (КФиСН)
- СОО Арктический медиаклуб (КФМКиЖ)
В сфере педагогики, инклюзивного образования:
- Лаборатория медиадоступности (КИЯ)
- СОО Инклюзивное и ранее обучение иностранным языкам (КИЯ)
- СНО Лингвистика 21 века
- Инновации в языковом образовании
Качество научных исследований обеспечивается регулярным и постоянным повышением квалификации научно-образовательных кадров, работой в рамках Всероссийских и международных научных и профессиональных сообществ:
- Российского философского общества,
- Российского общества политологов,
- Российского общества социологов,
- Российского исторического общества,
- Союза переводчиков России
Верификацией научных результатов на международных и всероссийских научных форумах, в том числе на регулярной основе проводимых в институте и приобретших признание у научной общественности:
- Ушаковские чтения
- Масловские чтения
- Кантовско-Бахтинский семинар
Публикацией результатов в рецензируемых и индексируемых научных журналах, выполнением хоздоговорных и грантовых исследований, руководством деятельностью студенческих научно-образовательных и научных обществ и инновационных площадок:
- СОО Студенческое философское общество «Арктический dasein»
- СНО Лингвистика 21 века
- СНО Инновации в языковом образовании
- СНО Мыслю
Последние играют немалую роль в привлечении молодых и талантливых научных кадров.
Задача формирования и эффективной реализации молодежной политики, создания условий для реализации амбиций и потенциала студентов строится на основе концепции молодёжной политики МАУ.
«Ключевой задачей молодежной политики является «воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» (Из Распоряжения правительства РФ). Стратегическая задача воспитания решается через осуществление подпрограмм, в которые входят:
- Проекты гражданско-патриотической тематики
- Введение в профессиональную деятельность
- Волонтерская деятельность, трудовая мотивация
- Реализация молодежных проектов, содействие творческому развитию
- Развитие молодежной науки
- Межкультурный диалог
Продолжение развития корпоративной и профессиональной культуры студентов посредством активизации их участия в организации вузовских мероприятий
- Посвящение в студенты,
- Кубок ректора Что? Где? Когда?
- Команды КВН
- День учителя, День переводчика,
- «Педагогический поиск».
Дальнейшее развитие студенческого добровольческого движения, ориентированного на формирование нравственных, духовных, культурных ценностей посредством социальной деятельности
- Студенческий волонтерский отряд «СОЦИОНОМ»
- Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности
- Мероприятия по развитию инклюзивного профессионального волонтёрства
Вовлечение студентов в социальные проекты и мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции и социальной активности молодежи;
- ГВИР «Титовский гарнизон»,
- Диктант Победы,
- Движение Спасибо вам, ветераны,
- Участие в межконфессиональных мероприятиях,
- Проведение этнических мероприятий, дней национальных культур,
- Организация регулярных интеллектуальных/культурных мероприятий/вечеров на английском языке.
Задачи выявления и поддержки талантливой молодежи, разработки и реализация молодежных проектов, развития молодежной науки, содействия развитию образовательной среды, организация отдыха, содействие развитию творческих способностей, навыков самореализации личности и т.д. будут решаться в том числе через действенную работу студенческих научных, общественных объединений, площадок.
- Студенческие объединения Института гуманитарных и социальных наук
- СОО Волонтерский социальный отряд «СОЦИОНОМ»
- СОО Студенческий киноклуб «Арт-прожектор»
- СОО Студенческое философское общество «Арктический dasein»
- ГВИР «Титовский гарнизон»
- «Инклюзивный английский»
- «Английский 0+»
- Арктический медиаклуб
- Лига интеллектуальных игр
- Лингвистика 21 века
- Мыслю
- Инновации в языковом образовании