Общая информация
Институт прикладных арктических технологий (ранее институт арктических технологий, факультет арктических технологий) был образован путем слияния политехнического и естественно-технического факультетов. Структура направлений высшего профессионального образования института прикладных арктических технологий МАУ, в основном, связана с подготовкой кадров в области технического жизнеобеспечения региона. В Мурманской области, как и в любом другом регионе, представлены энергетика — тепловая и электрическая, транспортный комплекс, нефтегазовая и строительная отрасль; функционирование промышленных предприятий невозможно без технологического оборудования, холодильной техники и обеспечения экологической безопасности производств.
Значительная часть направлений подготовки института включена в правительственный перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а именно:
- 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника
- 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
- 16.03.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
- 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
- 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника
- 13.06.01 Электро- и теплотехника
- 16.04.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
- 21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых.
В регионе испытывается острый дефицит кадров в строительной отрасли, в связи с чем в институте обучаются студенты по трем образовательным программам: "Промышленное и гражданское строительство", "Водоснабжение и водоотведение населенных пунктов" и "Автомобильные дороги". Осуществляется набор на уникальную магистерскую программу "Логистика и управление цепями поставок шельфовых проектов в нефтегазовой отрасли". Выпускники моментально находят себе место работы по приобретенной специальности.
Образовательные программы постоянно совершенствуются не только в связи с изменением государственных образовательных и профессиональных стандартов, но и под влиянием постоянно меняющихся требований работодателей. В рамках учебного процесса предусматривается глубокое изучение фундаментальных и прикладных наук, формирующих базу инженерных знаний, ряда гуманитарных дисциплин, изучение которых гарантирует успешную социализацию, большого числа специальных предметов, позволяющих освоить будущую профессию.
Все образовательные программы института акцентируются на специфике работы в Арктической зоне РФ и Арктике. Более 900 студентов института прикладных арктических технологий обучаются по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Первый уровень высшего образования (бакалавриат) готовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере, самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность выпускника, связанную с базовыми этапами анализа ситуаций, разработки и организации работ в определенной сфере. Поступить в магистратуру можно сразу после получения квалификации бакалавра, либо после работы на предприятии (имея высшее образование).
Поступление в аспирантуру разрешается выпускникам, имеющим диплом магистра или специалиста. Выпускники магистратуры ориентированы на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, причем мест, финансируемых из государственного бюджета, в магистратуре предусматривается существенно меньше, чем в бакалавриате. В институте прикладных арктических технологий преподают профессионалы высшей квалификации, более половины преподавателей имеют ученые степени и звания, многие отмечены правительственными наградами за достижения в образовательной деятельности.
Материально-техническая база кафедр находится на должном уровне. Удалось сохранить необходимое для технического образования сочетание настоящих промышленных машин и механизмов, позволяющих уже на этапе обучения прикоснуться к реальности, и современного компьютерного и мультимедийного оборудования, позволяющего использовать в учебном процессе столь необходимые сегодня информационные технологии. Постоянное взаимодействие с работодателями позволяет в рамках спонсорской помощи поддерживать по ряду направлений лабораторную базу на уровне, которому позавидуют и иные столичные вузы.