Итоги проведения Регионального комплексного научного мероприятия «Школа молодого исследователя»
Региональное комплексное научное мероприятие «Школа молодого исследователя» проведено на базе ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет» в период с 3 по 6 декабря 2024 г. в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июля 2022 г. № 2036-р (ред.
Содержание запланированных и реализованных в региональном комплексном научном мероприятии «Школа молодого исследователя» образовательных мероприятий было направлено на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны через привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.
В региональном комплексном научном мероприятии приняли участие профессорско-преподавательский состав и обучающиеся университета, педагоги образовательных организаций Мурманской области.
В лекции с разбором конкретных ситуаций «Методология психолого-педагогического исследования», проведенной доктором педагогических наук, профессором, профессором кафедры педагогики ФГАОУ ВО «МАУ» Левитесом Дмитрием Григорьевичем подробно охарактеризовано содержание понятия психолого-педагогическое исследование, классификация научно-педагогических исследований, методологические принципы психолого-педагогического исследования, рассмотрена специфика обоснования актуальности темы исследования, технология формулирования темы исследования.
Пунанцев Артем Алексеевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики ФГАОУ ВО «МАУ» в ходе брифинга «IV Конгресс молодых ученых: итоги и приоритетные задачи исследований» сообщил основные цели и задачи конгресса молодых ученых, отметил: «IV Конгресс молодых ученых является ключевым событием Десятилетия науки и технологий, прошел 27−29 ноября на федеральной территории „Сириус“. С 2021 года конгресс проводится ежегодно и является наиболее авторитетной на национальном уровне площадкой, объединяющей молодых исследователей в самых разных областях знания. В этом году форум собрал более семи тысяч участников — представителей научно-исследовательского сообщества, реального сектора экономики и органов государственной власти, а также зарубежных партнеров. Программа каждого из трех дней конгресса была более чем насыщенной: панельные дискуссии, сессии, выставки и другие разнообразные форматы. Участие в подобного рода крупных мероприятиях позволяет молодым людям, решившим посвятить себя исследовательской деятельности, найти единомышленников, занимающимися проведением исследований по смежной проблематике, получить экспертную оценку результатов собственных исследователей со стороны ведущих специалистов и, возможно, определить для себя новые направления научных изысканий».
В процессе практикума «Мои маленькие исследования на уроках в начальной школе», проведенного Ткаченко Ириной Викторовной, заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10» и Пичугиной Яной Андреевной, учителем начальных классов МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10» был представлен опыт вовлечения обучающихся образовательной организации в исследовательскую деятельность, развития у детей младшего школьного возраста на основе системно-деятельностной методологии компетенций необходимых для жизни в современном обществе и успешного обучения на всех последующих уровнях образовательной системы, для самостоятельной и в сотрудничестве с другими организации и проведения исследований.
В процессе лекции-брифинга «Организация исследования, поддержанного РНФ», проведенного кандидатом психологических наук, доцентом, доцентом кафедры психологии и коррекционной педагогики ФГАОУ ВО «МАУ» Тузовой Ольгой Николаевной раскрыты возможности участия обучающихся в научных грантах, специфика подготовки к получению гранта на проведение научного исследования и особенности подготовки заявки грантополучателем, охарактеризованы требования к научной группе, реализующей программу научного исследования, поддержанную грантодателем.
В ходе семинара «Логика научного исследования» Синкевич Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ФГАОУ ВО «МАУ» акцентировала внимание участников на содержании эмпирического и теоретического этапов и уровней научного исследования, методическом замысле исследования, основных исследовательских способностях, определяющих достижение цели исследования, исследовательской и субъектной позиции ученого, методологических принципах исследования, методах исследования в структуре общенаучной методологии.
Лекция-практикум «Научно-исследовательская работа в школе: от идеи до публикации. Типичные ошибки при подготовке публикации», подготовленная и проведенная методистом отдела по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью МБОУ ДПО г. Мурманска «Городской информационно-методический центр работников образования» Манушкиной Аллой Михайловной и начальником отдела по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью МБОУ ДПО г. Мурманска «Городской информационно-методический центр работников образования» Мишиной Яной Геннадьевной была направлена на ознакомление с особенностями осуществления школьниками научно-исследовательской деятельности, спецификой подготовки результатов исследования к участию в научных конкурсах и к публикации, типичными ошибками, допускаемыми в процессе подготовки материалов к публикации и средствами их устранения.
Обзорная лекция «Методы междисциплинарного поиска» Двоеглазовой Маргариты Юрьевны, кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры психологии и коррекционной педагогики ФГАОУ ВО «МАУ» была направлена на обобщение информации об основных измерениях и функциях науки, трендах изменения методологических оснований современной науки, направлениях развития психологии в будущем, уровнях методологического знания и методологических принципах и методах, применяющихся в научных исследованиях на каждом из уровней.
Поломошнова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ФГАОУ ВО «МАУ» в ходе семинара-практикума «Научный старт: путь в исследование» сосредоточила внимание аудитории на актуальных аспектах современного научного познания: специфических чертах науки информационного общества, специфике выбора темы научного исследования на основе анализа актуальных психолого-педагогических проблем.
Предложенные Рюминым Яном Станиславовичем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 7» участникам мастер-класса «Организация исследовательской деятельности в образовательной организации» задания были направлены на анализ основных психологических барьеров, возникающих в работе педагогов образовательного учреждения в процессе организации научно-исследовательской деятельности школьников, разработке в ходе командной мыследеятельности способов предотвращения возникновения данных барьеров и своевременного конструктивного их устранения.
Участие в региональном комплексном научном мероприятии позитивно оценено обучающимися. Кутуева Екатерина Викторовна, обучающаяся группы МППС-ППСО (з)-23: «Участие в работе регионального мероприятия — уникальная возможность изучить практический опыт его участников; ознакомиться с перспективами развития научно-исследовательской деятельности в РФ, формами государственной поддержки молодых исследователей и возможностями личностного роста; получить ответы на вопросы, необходимые для планирования и организации собственной исследовательской деятельности.
Участие в работе Школы молодого исследователя явилось бесценным опытом, способствующим развитию личностных и профессиональных качеств; формированию устойчивой мотивации к реализации своего потенциала в научно-исследовательской деятельности".